Как менялась премия за эти годы, с точки зрения ее организатора и вдохновителя? Не только внешне, но и прежде всего внутренне.
По прошествии восьми лет оказалось, что премия, в общем-то, и не меняется. Меняются некоторые номинации. Жизнь идет вперед, что-то уходит, что-то приходит. Например, среди перформансов, номинированных на премию, совсем другие проекты — не такие, как восемь лет назад. Изначально у нас была обязательной живая музыкальная составляющая, потом мы ее убрали. Некоторые театральные постановки все больше становятся похожи на перформанс, и все чаще номинируются на Гран-при именно театральные перформансы. В этом году я хотела сделать театральную номинацию, но жюри посовещалось и решило: вводить ее пока не нужно, так как театроведы — это совсем другое жюри. Поэтому сейчас задумываюсь о том, что, может быть, стоит сделать отдельную театральную премию.
Номинации в этом году изменились. Шесть основных — Гран-при «Поп-механика», «Лучшее произведение визуального искусства», «Лучший медиаобъект», «Искусство в общественном пространстве», «Лучший кураторский проект», «Лучший текст о современном искусстве» — и две музыкальные — «Этно-механика» и «Электро-механика» — остались. Мы отказались от номинации «Продвижение современного искусства в медиа», так как номинанты в ней из года в год одни и те же. В наших планах — создать интернет-телеканал о современной культуре на базе обновленного Центра современного искусства им. С. Курехина.
Премия Курехина входит в число по-прежнему немногочисленных отечественных арт-премий, и все годы своего существования она замыкала тройку, в которой также «Инновация» и Премия Кандинского. Такое положение вас устраивает? Что отличает и выделяет Премию Курехина на фоне остальных премий?
В Санкт-Петербурге мы единственные. На другие премии не оглядываемся, живем сами по себе. Конечно, мы молодые. Ольга Лопухова, которая начинала с нами работать, дала очень много ценных консультаций. К сожалению, вскоре ее не стало. В результате мы научились, составили определенный порядок проведения премии. Премия им. Сергея Курехина отличается от других прежде всего номинациями и демократичностью. Мне кажется, что наша премия очень живая, у нас нет помпезности.
В каждой премии есть «вечные номинанты» — те, кто из года в год доходит до финала и остается ни с чем. Какие проекты и художники, по вашему мнению, были обойдены? Кто достоин премии и мог бы ее получить? Или о ком из не получивших ее вы жалеете?
Я такой зависимости вообще не вижу. У нас всегда очень разные художники. Есть художники, которые получали премию несколько раз. Например, Андрей Бартенев, Катя Бочавар. Но сказать, что есть какие-то тенденции, я не могу. Конечно, есть те, кто номинируется с разными проектами. Но на самом деле выдающихся произведений искусства не так много. Каждый раз все зависит от того, какой проект представлен. Жюри оценивает работу и решает, как карта ляжет.
В том, как осуществляется выбор лауреатов Премии Курехина, всегда ощущается что-то от романтической эпохи 1990-х. Насколько премия непредсказуема? Часто ли решения приходили к жюри (и принимались им) в последний момент?
Этапы премии проходят примерно так. Ежегодно из нескольких сотен произведений отборщики формируют лонг-лист. В этом году пришло более 1 тыс. заявок, многие авторы выставляют свои проекты впервые. Лонг-лист мы отсылаем жюри вместе с бюллетенями для голосования. Жюри по десятибалльной системе ставит оценки каждому из представленных проектов. Таким образом мы формируем шорт-лист, который объявляем в день церемонии. Жюри совещается и голосует за выбор победителей непосредственно перед церемонией награждения, то есть всегда в последний момент.
В жюри входят очень разные люди, которые выбирают разные проекты. Решения принимаются в ходе прямой дискуссии, никто заранее ни о чем не договаривается. Каждый из членов жюри выставляет свои оценки номинантам по десятибалльной шкале, и победители определяются по количеству баллов. У меня есть полголоса при итоговом голосовании. Если жюри не может определиться и голоса в какой-либо номинации все время делятся ровно пополам, я использую свои полголоса для выбора победителя. Несколько раз в результате прений и споров членов жюри победителями становились номинанты не из шорт-листа, а из лонг-листа. Потому что на финальном совещании кто-то из жюри вытаскивал понравившиеся проекты и убеждал коллег отдать голоса за них. Жюри подводит итоги голосования не раньше, чем за два часа до церемонии. Шорт-лист определяется заочно, а итоговое голосование проводится только в очной форме. Поэтому всегда присутствует непредсказуемость результата.
И последний вопрос: вам все это не надоело?
Нет. Я вижу очень большие перспективы для премии. Благодаря премии удается делать новые мультимедийные проекты, благодаря премии стала исполняться вживую музыка Сергея Курехина. Я уговорила Айги сначала сыграть три пьесы, затем из этого выросла целая программа из 20 произведений. Эту программу играли потом два раза.