В 21 год Ричарду Дибенкорну (1922–1993), студенту Стэнфордского университета, выпал редкий шанс увидеть одну из лучших частных коллекций европейского модернизма в доме Сары и Майкла Стайн, которые собрали более 100 произведений Анри Матисса. Они произвели на начинающего художника сильнейшее впечатление. «У меня мгновенно возникла особая связь с ним, и с тех пор она никуда не уходит», — вспоминал Дибенкорн. Так что такая выставка — Матисс и и Дибенкорн — рано или поздно должна была состояться. «На выставке мы прослеживаем путешествия Дибенкорна, потому что это и есть история его одностороннего романа с Матиссом, — говорит куратор выставки Джанет Бишоп. — На этом маршруте на определенных точках появляются и работы Матисса. Либо те, которые он видел в тот период, либо те, в которых прослеживается связь с работами Дибенкорна». Его творчество четко делится на три периода: абстрактный экспрессионизм, фигуративный период и самые известные полотна художника — серия «Оушен-Парк», над которой он работал вплоть до своей смерти.
Одна из незабываемых встреч Дибенкорна с живописью Матисса произошла в 1964 году, когда он приехал в СССР, где в ГМИИ и Эрмитаже увидел коллекции Сергея Щукина и Ивана Морозова. Именно после этого художник приступил к серии «Оушен-Парк». На выставке эти поздние геометрические и в то же время очень эмоциональные полотна представлены для контраста рядом с самыми графическими и абстрактными работами Матисса, такими как «Французские окна в Коллиуре» или «Вид на Нотр-Дам» (обе — 1914). Еще одна тема для размышлений о влияниях.
Музей современного искусства Сан-Франциско
Матисс/Дибенкорн
До 29 мая