18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Есть ли будущее у ярмарок искусства?

№52
Материал из газеты

Бывший директор ярмарки Pulse размышляет о том, как должен развиваться этот формат, чтобы выжить. По его мнению, чтобы существование ярмарок было оправданным, они должны стать лучшими инструментами не только продаж, но и продвижения искусства

Сейчас только ленивый не критикует ярмарки искусства, где коллекционеры в оцепенении бродят между стендами, а художники чувствуют себя коровами на экскурсии по скотобойне. Однако это колоссальная экономика, в которую вовлечены тысячи людей — как художников, так и связанных с искусством специалистов. Да, арт-бизнесу есть над чем работать, но в целом я не понимаю, чем плохи ярмарки в качестве экономического двигателя мира искусства.

Художественные ярмарки в прямом и переносном смысле служат местом встреч художественного сообщества. Ярмарки остаются принципиально важными площадками для маленьких и средних галерей, представляющих широчайший слой экономики. Для них ярмарки играют роль места, где они устанавливают связи с клиентами и укрепляют репутацию. И какими бы несовершенными площадками ни были художественные ярмарки, Интернет, даже со всеми современными технологиями, никогда не сможет подарить нам то ощущение чуда, которое испытываешь, стоя перед произведением.

Несмотря на то что ярмарки в том виде, в каком мы их знаем, высасывают силы, творческую энергию и деньги из принимающих в них участие галерей и художников, практические решения этой проблемы существуют. Например, можно разрешать галереям участвовать в ярмарке не каждый год, не теряя при этом своего места, что позволит снизить общий синдром «усталости от ярмарок», с которым сталкиваются как галеристы, так и ценители искусства.

Среди других имеющихся у ярмарок возможностей — уменьшение масштабов (или хотя бы масштабов амбиций) региональных художественных ярмарок, движение в сторону интеграции с цифровыми и другими платформами, расширение области деятельности как в пространстве, так и во времени. Новая программа Pulse360 ярмарки Pulse, программа Art Basel Cities, межгалерейный лондонский проект Condo и мероприятия в духе «недели галерей» служат примерами удачных альтернативных моделей по расширению формата художественной ярмарки.

Ярмарки испытывают трудности или закрываются не из-за конкуренции с себе подобными, а из-за того, что борются за деньги и внимание посетителей и галерей. Отсюда и рост арендных ставок на большие площадки, и траты на поддержку музейных выставок и публикаций. После 2017 года выживут и будут процветать те из них, кто будет соответствовать запросам аудитории и сможет найти баланс между коммерцией и ответственностью.  

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+