Сейчас только ленивый не критикует ярмарки искусства, где коллекционеры в оцепенении бродят между стендами, а художники чувствуют себя коровами на экскурсии по скотобойне. Однако это колоссальная экономика, в которую вовлечены тысячи людей — как художников, так и связанных с искусством специалистов. Да, арт-бизнесу есть над чем работать, но в целом я не понимаю, чем плохи ярмарки в качестве экономического двигателя мира искусства.
Художественные ярмарки в прямом и переносном смысле служат местом встреч художественного сообщества. Ярмарки остаются принципиально важными площадками для маленьких и средних галерей, представляющих широчайший слой экономики. Для них ярмарки играют роль места, где они устанавливают связи с клиентами и укрепляют репутацию. И какими бы несовершенными площадками ни были художественные ярмарки, Интернет, даже со всеми современными технологиями, никогда не сможет подарить нам то ощущение чуда, которое испытываешь, стоя перед произведением.
Несмотря на то что ярмарки в том виде, в каком мы их знаем, высасывают силы, творческую энергию и деньги из принимающих в них участие галерей и художников, практические решения этой проблемы существуют. Например, можно разрешать галереям участвовать в ярмарке не каждый год, не теряя при этом своего места, что позволит снизить общий синдром «усталости от ярмарок», с которым сталкиваются как галеристы, так и ценители искусства.
Среди других имеющихся у ярмарок возможностей — уменьшение масштабов (или хотя бы масштабов амбиций) региональных художественных ярмарок, движение в сторону интеграции с цифровыми и другими платформами, расширение области деятельности как в пространстве, так и во времени. Новая программа Pulse360 ярмарки Pulse, программа Art Basel Cities, межгалерейный лондонский проект Condo и мероприятия в духе «недели галерей» служат примерами удачных альтернативных моделей по расширению формата художественной ярмарки.
Ярмарки испытывают трудности или закрываются не из-за конкуренции с себе подобными, а из-за того, что борются за деньги и внимание посетителей и галерей. Отсюда и рост арендных ставок на большие площадки, и траты на поддержку музейных выставок и публикаций. После 2017 года выживут и будут процветать те из них, кто будет соответствовать запросам аудитории и сможет найти баланс между коммерцией и ответственностью.