Результаты предстоящих 7 мая этого года выборов президента Франции могут радикально изменить политический пейзаж страны и повлиять на соотношение сил между Лондоном и континентальными европейскими рынками, вселив неуверенность в живой и гибкий арт-рынок Франции.
Несмотря на то что произошедшие в Париже в 2015 году террористические акты ожидаемо негативно сказались на посещаемости и продажах таких ведущих художественных ярмарок города, как FIAC, Биеннале антикваров, PAD и Paris Photo, столичные аукционные дома общемировой спад 2016 года обошел стороной: оборот французского Christie’s вырос на 4,5% и составил €244,6 млн, французского Sotheby’s — на 4,3%, до €220 млн, а Artcurial — на 10%, до €210 млн. И только Drouot сообщил о снижении продаж, очень скромном — с €375 млн до €370 млн.
«На общемировом фоне дела в Париже идут на удивление хорошо, и, в отличие от многих других точек на карте международного арт-рынка, он даже набирает силу», — говорит председатель Artcurial Николя Орловски. В значительной мере этот рост происходит благодаря экспорту культурного наследия из французских замков и усадеб. «Около 80% продаваемых нами вещей стоимостью более €50 тыс. отправляется за границу, и три четверти из них — предметы, сделанные во Франции», — отмечает заместитель председателя Artcurial Франсуа Тажан.
Вдохновленное общим подъемом популизма в Европе, выдвижение возглавляющей крайне правую партию «Национальный фронт» Марин Ле Пен кандидатом на пост президента Франции вызывает обеспокоенность у многих представителей художественного сообщества. Предвыборный манифест Ле Пен содержит крайне неблагоприятные для арт-рынка обещания, в том числе выход из ЕС (что положит конец свободному товарообороту) и политику, как она это называет, «умного протекционизма», предполагающую введение 3%-ного налога на весь импорт.
Что касается стратегий других кандидатов, то на наши вопросы ответили только в предвыборном штабе Эмманюэля Макрона, подтвердив, что он не намерен отменять существующее сейчас освобождение от налога на имущество для произведений искусства. Для французского рынка это важно: такая льгота побуждает богатых коллекционеров инвестировать средства в искусство, чтобы сократить объем своего подлежащего налогообложению имущества. В то же время это обстоятельство снижает их желание продавать работы.
Чего же хотят французские арт-дилеры от государства? В конце прошлого года депутат Национальной ассамблеи Мишель Эрбийон представил в парламенте доклад, в котором предложил 28 мер, направленных на поддержку французского арт-рынка, в том числе разнообразные субсидии для усиления Франции на международном рынке и налоговые льготы, призванные стимулировать инвестиции в искусство. Практически в то же время федерация французских аукционистов Symev опубликовала резолюцию, где призвала к внедрению налоговых поощрений и к сокращению объема государственного вмешательства, которые сделали бы аукционный рынок страны более конкурентоспособным по сравнению с Лондоном и Нью-Йорком. «Государственное регулирование необходимо ослабить», — уверен президент федерации Жан-Пьер Озна.