18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Что значат грядущие выборы для арт-рынка Франции?

№52
Материал из газеты

Галеристы требуют от государства большей самостоятельности, а политические события отражаются на замедлении продаж искусства: такое ощущение, что политика сейчас гораздо важнее культуры

Результаты предстоящих 7 мая этого года выборов президента Франции могут радикально изменить политический пейзаж страны и повлиять на соотношение сил между Лондоном и континентальными европейскими рынками, вселив неуверенность в живой и гибкий арт-рынок Франции.

Несмотря на то что произошедшие в Париже в 2015 году террористические акты ожидаемо негативно сказались на посещаемости и продажах таких ведущих художественных ярмарок города, как FIAC, Биеннале антикваров, PAD и Paris Photo, столичные аукционные дома общемировой спад 2016 года обошел стороной: оборот французского Christie’s вырос на 4,5% и составил €244,6 млн, французского Sotheby’s — на 4,3%, до €220 млн, а Artcurial — на 10%, до €210 млн. И только Drouot сообщил о снижении продаж, очень скромном — с €375 млн до €370 млн.

«На общемировом фоне дела в Париже идут на удивление хорошо, и, в отличие от многих других точек на карте международного арт-рынка, он даже набирает силу», — говорит председатель Artcurial Николя Орловски. В значительной мере этот рост происходит благодаря экспорту культурного наследия из французских замков и усадеб. «Около 80% продаваемых нами вещей стоимостью более €50 тыс. отправляется за границу, и три четверти из них — предметы, сделанные во Франции», — отмечает заместитель председателя Artcurial Франсуа Тажан.

Вдохновленное общим подъемом популизма в Европе, выдвижение возглавляющей крайне правую партию «Национальный фронт» Марин Ле Пен кандидатом на пост президента Франции вызывает обеспокоенность у многих представителей художественного сообщества. Предвыборный манифест Ле Пен содержит крайне неблагоприятные для арт-рынка обещания, в том числе выход из ЕС (что положит конец свободному товарообороту) и политику, как она это называет, «умного протекционизма», предполагающую введение 3%-ного налога на весь импорт.

Что касается стратегий других кандидатов,  то на наши вопросы ответили только в предвыборном штабе Эмманюэля Макрона, подтвердив, что он не намерен отменять существующее сейчас освобождение от налога на имущество для произведений искусства. Для французского рынка это важно: такая льгота побуждает богатых коллекционеров инвестировать средства в искусство, чтобы сократить объем своего подлежащего налогообложению имущества. В то же время это обстоятельство снижает их желание продавать работы.

Чего же хотят французские арт-дилеры от государства? В конце прошлого года депутат Национальной ассамблеи Мишель Эрбийон представил в парламенте доклад, в котором предложил 28 мер, направленных на поддержку французского арт-рынка, в том числе разнообразные субсидии для усиления Франции на международном рынке и налоговые льготы, призванные стимулировать инвестиции в искусство. Практически в то же время федерация французских аукционистов Symev опубликовала резолюцию, где призвала к внедрению налоговых поощрений и к сокращению объема государственного вмешательства, которые сделали бы аукционный рынок страны более конкурентоспособным по сравнению с Лондоном и Нью-Йорком. «Государственное регулирование необходимо ослабить», — уверен президент федерации Жан-Пьер Озна.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+