Альбом фотографий, посвященный 100-летию АМО ЗИЛ, — издание необычное и примечательное. Особость его связана с тем, что создан он для внутреннего использования и одновременно для внешнего наблюдателя — коротко говоря, это и подарок, и исследование. Примечательность его еще и в том, что подготовили книгу сотрудники Центра фотографии имени братьев Люмьер, одного из культовых мест сегодняшней арт-Москвы.
Возможно, именно сотрудничество с продвинутой институцией задало исследованию определенную траекторию, связанную с особым способом отбора фотографий. Здесь демонстрируется парадный портрет завода, хотя, конечно же, гораздо интереснее то, что нам не показали. Или то, почему фотографии, сделанные в 1990-е годы (их в альбоме совсем немного), так похожи на стилизации, отсылающие нас к героическим этапам большого пути: в конец 1920-х, 1930-е и 1970-е годы.
Надо сказать, что эти десятилетия представлены наиболее полно. Альбом открывается работой классика советской фотографии Аркадия Шайхета. На ней запечатлен приезд Максима Горького, рядом с ним — первый директор завода Иван Лихачев, именем которого он будет позднее назван (аббревиатура ЗИЛ расшифровывается как «завод имени Лихачева»).
Аркадий Шайхет стремился к объективности, а Александр Родченко хотел зафиксировать знаки нарождающейся советской индустрии. Его фотографии из серии «Завод АМО» и сегодня будоражат воображение, настолько они динамичны. Впрочем, Родченко — единственный представитель героического авангарда в книге, большую часть которой составляют именно репортажные фотографии Эммануила Евзерихина, Якова Халипа, Льва Шерстенникова, Евгения Халдея и многих других. На них изображены сотрудники завода, работающие цеха, огромные прессы и станки. Но есть и нечто невидимое, что объединяет эти снимки и о чем трудно начать говорить. Возможно, это История и ее безукоризненно запечатленный дух.
АМО ЗИЛ. 100 лет
Центр фотографии имени братьев Люмьер.
М., 2016