18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрущевки достойны музея

№53
Материал из газеты

После решения столичных властей снести все оставшиеся в городе пятиэтажки градозащитники вернулись к идее музеефицировать их отдельные кварталы. При этом многие архитекторы, а также москвичи, которых затронула программа реновации, считают, что дома следует сохранить для жизни

О намерении избавиться от всех хрущевок и переселить их жильцов в современные дома столичные власти заявили в конце февраля. Под самую масштабную за последние полвека программу реновации жилого фонда попадут 8 тыс. домов общей площадью 25 млн кв. м. Предыдущая программа, запущенная в 1999 году, затрагивала лишь 1,6 тыс. пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. На этом фоне градозащитники вновь заговорили о необходимости музеефицировать отдельные кварталы столичных хрущевок — как памятник самому грандиозному градостроительному проекту в истории города.

С предложением признать 39 первых типовых пятиэтажек серии К-7 на проспекте маршала Жукова объектами культурного наследия еще в 2015 году выступили активисты общественного движения «Архнадзор». Летом прошлого года депутаты Мосгордумы эту идею поддержали, допустив возможность создания в одной из пятиэтажек музея хрущевок с восстановленными интерьерами начала 1960-х годов. С похожей инициативой 19 апреля выступил председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы, народный артист России Евгений Герасимов.

Координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин в комментарии TANR сообщил, что специалисты движения сейчас готовят списки адресов столичных хрущевок, которые, на их взгляд, могут и должны быть сохранены. «В хрущевках и более поздних панельных многоэтажках жили многие выдающиеся люди, например Надежда Яковлевна Мандельштам. Именно поэтому вопрос о сохранении таких домов и создании там мемориальных квартир вполне правомерен. В этом смысле хрущевки ничем не отличаются, например, от особняков XIX века», — считает Рахматуллин.

Историк архитектуры, директор по исследованиям Института модернизма Анна Броновицкая полагает, что сохранять хрущевки необходимо, но не обязательно в режиме музеефикации. «Многие из этих домов, если их отремонтировать, еще вполне пригодны для жизни, ведь срок эксплуатации некоторых серий достигает 100 лет. Если говорить о наиболее ценных постройках, то меня больше всего беспокоит судьба девятого квартала Новых Черемушек. Это была первая экспериментальная площадка, где отражен очень важный этап в истории отечественной архитектуры. В изначально образцовый район привозили на экскурсии всех зарубежных архитекторов, которые приезжали в Москву. Сейчас отдельные дома квартала защищены статусом ценного градоформирующего объекта, но наибольшую ценность здесь представляет сама планировка квартала, которую недопустимо застраивать», — отметила Броновицкая.

С ней согласен президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, который допускает сохранение отдельных кварталов хрущевок в качестве социального жилья. «Конечно, первичная задача — сохранить образцы архитектуры 50–60-х годов прошлого века. Но превращать их в музей экономически нецелесообразно, да это и нереализуемо. Куда более правильное решение — отремонтировать несколько домов и предоставлять квартиры в аренду. Это будет лучший памятник долговечности хрущевок. Думаю, в конечном итоге власти придут к этому решению», — считает архитектор.

Тем временем изначальный план реновации уже корректируется. Например, стало известно, что район Хамовники в центре Москвы в программу, по крайней мере в ближайшее время, включен не будет. Об этом на встрече с жителями сообщил глава местной управы Сергей Носков. По его словам, в Хамовниках сейчас нет места для стартового строительства, людей из пятиэтажек некуда переселять. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, в свою очередь, заявил, что при возведении нового жилья на месте хрущевок решено использовать квартальную застройку, отказавшись от системы микрорайонов.

К идее превратить жилой дом в музей в России обращаются не впервые. План музеефикации одного из самых знаменитых московских памятников конструктивизма — дома-коммуны Моисея Гинзбурга на Новинском бульваре — обсуждался много лет. В августе прошлого года новым владельцем дома Наркомфина стала победившая на открытых торгах компания «Лига прав», которой принадлежит 95% площадей здания. Согласно контракту, собственник должен за свой счет отреставрировать памятник архитектуры в течение ближайших трех лет и поддерживать его в надлежащем техническом состоянии. Разработать проект реставрации и приспособления здания под современные нужды пригласили компанию «ПФ-Градо» и Алексея Гинзбурга — внука архитектора дома. По планам инвестора, ячейки станут жилыми квартирами, а соседний коммунальный корпус — общественным пространством с кафе, магазином, площадками для отдыха. В одной из ячеек, предположительно в «квартире привратника» на первом этаже, может появиться музей дома Наркомфина, который расскажет об истории его создания, особенностях архитектуры и самых известных жителях. Сегодня здание находится в аварийном состоянии, его износ, по оценке БТИ, составляет не менее 70%.

За положительным примером музеефикации жилой застройки можно съездить в эксперементальный поселок Вайсенхоф в немецком Штутгарте. Это один из лучших образцов европейской модернистской архитектуры первой половины ХХ века. Над его проектированием трудились Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Людвиг Мис ван дер Роэ, Йозеф Франк, Петер Беренс и другие известные архитекторы, входившие в объединение «Немецкий Веркбунд». Строительство поселка было приурочено к выставке союза в 1927 году. После Второй мировой войны сохранилось 11 зданий, которые по сей день остаются жилыми. В 2006 году в доме Ле Корбюзье и Пьера Жаннере открылся Музей поселка Вайсенхоф. Здесь представлены чертежи, фотографии и документы, рассказывающие о его истории и влиянии на архитектуру модернизма, частично воспроизведены подлинные интерьеры и мебель, например раскладные кровати-трансформеры, превращающиеся в столы. В прошлом году после двух неудачных попыток Германии удалось добиться включения двух домов Ле Корбюзье в Вайсенхофе в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+