«Гений века» не просто показывает 81 работу русских художников первой трети ХХ века, но и демонстрирует современные музейные выставочные стандарты, начиная с архитектуры выставки и заканчивая сувенирами. Особый статус выставки подчеркнуло и то, что ее открыл президент Татарстана Рустам Минниханов.
Главной приманкой и «лицом» выставки стала знаменитая «Царевна Лебедь» Михаила Врубеля, покинувшая свое место в постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке ради путешествия вглубь России. С точки зрения маркетинга удачный ход: узнаваемый и привлекательный образ из школьного учебника повышает шансы на то, что публика пойдет на выставку. А именно это одна из главных задач первой из серии выставок, задуманных Государственной Третьяковской галереей в партнерстве c Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Казанский Кремль».
Хотя столица Татарстана и не может пожаловаться на отсутствие туристов, московско-петербургский бум «очереди на Серова» сюда еще не докатился, посещение художественных выставок не стало модной привычкой. В Казанском кремле афиши с лицом Надежды Забелы-Врубель в кокошнике конкурируют с харизмой другого гения — изобретателя автомата Михаила Калашникова, буквально под дулом зовущего посетителя заглянуть на выставку оружия. В отреставрированном выставочном корпусе также расположена историческая экспозиция, прельщающая скелетами динозавров. В кремле есть и другие зрелища, прежде всего великолепная мечеть Кул-Шариф — реконструкция исторической мечети, открытая в 2005 году, с музеем ислама.
Выставка «Гений века» расположилась в залах центра «Эрмитаж-Казань», появившегося несколько лет назад. Как признается директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева, эрмитажные выставки, такие как, например, последняя — нарядов эпохи модерна, сенсацией не стали, поэтому было решено объединить усилия и призвать московских «варягов», знающих секрет успешных выставок. Для самой Третьяковки это тоже новый этап. Музей давно обдумывает стратегию экспансии в регионы. Первым намечался Новосибирск в 2015 году, однако эти планы сорвались из-за экономического кризиса. Сейчас на очереди Владивосток, где ожидается открытие филиала.
Как подчеркивает генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова, такие проекты невозможно осуществить без поддержки местной власти и местных меценатов. «Все стены, весь свет — все сделано специально для этой выставки, — рассказывает Зельфира Трегулова о «Гении века». — Это другой стандарт региональных проектов. Ни один из столичных музеев никогда не делал такого в регионах. Это не просто гастроли — это пример сотрудничества нескольких организаций. Спасибо президенту Татарстана, без его поддержки ничего бы не получилось».
Помимо Эрмитажа, уступившего свое место Третьяковке, в выставке участвует казанский Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан: 20 из 81 работы на выставке — из его коллекции. Определить на глазок, где тут московские, где — казанские, нелегко: в советское время столичные музеи делились своими шедеврами с музеями по всей стране.
«Самое важное — прокачивать местные компетенции», — вторит Трегуловой Наталия Фишман, советник президента Республики Татарстан, также принявшая активное участие в проекте. Опыт создания новых стандартов городского досуга, полученный ею в Москве, еще в команде Сергея Капкова, успешно применяется в Татарстане. За два последних года в республике создано или благоустроено 189 парков. Хочется надеяться, что новые музейные технологии на местной почве тоже приживутся.
Спасительная красота
В самом деле, выставка «Гений века» может служить образцом современного экспозиционного дизайна. Молодой архитектор Агния Стерлигова (отчасти ее заслуга — дизайн ватиканской выставки в Третьяковке) выстроила традиционное, как будто дело происходит в старом европейском художественном музее, и в то же время достаточно драматичное, и даже театральное, пространство, где затемненные залы перемежаются ярко освещенными, а каждый из разделов выставки имеет свой цветовой код. Символизм, понятно, голубой, русский импрессионизм предстает на ярко-салатовом фоне, «Ослиный хвост» и Пиросмани — на синем, «Бубновый валет» — на почти оранжевом, а картины 1920-х — начала 1930-х годов купаются в насыщенном цвете морской волны.
Выставка — дебют куратора Ольги Фурман (она участвовала в работе над выставкой Зинаиды Серебряковой в Москве). Период с 1900 по 1932 год программно представлен без самых радикальных, беспредметных, экспериментов авангарда, художниками, остававшимися в рамках фигуративной живописи. Эти рамки достаточно широки, чтобы вместить Михаила Врубеля и Павла Кузнецова, Константина Коровина и Михаила Ларионова, Нико Пиросмани и Кузьму Петрова-Водкина, а также показать в развитии нашу сезаннистскую линию, с ее яркого начала и до того момента, когда Илья Машков и Петр Кончаловский почувствовали себя «старыми мастерами», советскими Рубенсами и Рембрандтами. В то же время эти рамки и достаточно узки, чтобы не пускать за них никаких производственников, никакого АХРРа и даже ОСТа, ничего, что напоминало бы о существовавших в то же самое время физкультурных парадах, великих стройках, красноармейцах и вождях пролетариата.
По выражению куратора, «это история о поиске красоты в пространстве искусства, история об эстетических идеалах времени». Так что, если даже в названии картины фигурируют «Колхозницы», будьте уверены, что на самом деле Александр Шевченко решал в ней сложную колористическую задачу, а не выполнял социальный заказ. Известная остовка Екатерина Зернова представлена тут романтичнейшим автопортретом, а на революционные потрясения иносказательно намекают разве что складки красного платья на «Женском портрете» Роберта Фалька, напоминающие знамена демонстраций.
Отдельную интригу составляет диалог между работами из Москвы и Казани: воссоединение «Провинциального франта» и «Провинциальной франтихи» Михаила Ларионова или перекличка натюрмортов Александра Осмеркина и Натана Альтмана, Александра Куприна и Адольфа Мильмана, чей «Натюрморт с куклой» из Третьяковки стал одним из гвоздей выставки. Нечасто музей выставляет и огромное панно 1902 года «Грех» Василия Денисова с впечатляющим змеем, искушающим Адама и Еву. Меланхоличный Константин Истомин, известный в основном «Вузовками», представлен тут еще двумя работами в вермееровском жанре «девушки у окна».
Наконец весьма изящно куратор закольцевала начало и конец экспозиции. Выставка открывается большим панно Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» с парящими в тревожном небе всадниками и его «Царевной Лебедью», а заканчивается хрестоматийным «В голубом просторе» Константина Рылова с перелетными птицами. Тем самым зрителю еще раз намекают, что эта сказка — о художниках, пытавшихся воспарить над не всегда радостной действительностью, создав свой идеальный мир в пространстве искусства.
Легко, конечно, упрекнуть куратора в нарочитом эстетизме и аполитичности, но нельзя не признать, что линия красоты прочерчена на этой выставке уверенной и умелой рукой так, чтобы заставить любоваться не только произведениями-фетишами, но и мало раскрученными художниками или работами. К тому же не секрет, что если стоит задача привлечь зрителей, то ставку лучше делать именно на красоту, поэтому в данной ситуации выбор куратора выглядит не прихотью, а почти необходимостью.
Впрочем, следующая выставка Третьяковки в Казани будет совсем другой. Это ретроспектива Булата Галеева (1940–2009), авангардного художника-инженера, увлеченного синтезом искусств, профессора Казанского государственного технического университета, создавшего конструкторское бюро «Прометей», где в 1960–1970-е годы занимались новаторскими кинетическими и свето-музыкальными инсталляциями. Куратором выставки выступит глава отдела новейших течений Третьяковки Кирилл Светляков, и организаторы надеются, что у этой выставки хороший потенциал и для гастролей за рубежом. Затем Казань ждут передвижники из коллекции самого Павла Третьякова. А в Москве планируется показ иконостасов XVI века из церквей древнего Свияжска, расположенного неподалеку от Казани. Сейчас иконы уже готовят к выставке, реставрируют в казанском музее.
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Центр «Эрмитаж-Казань» (Казань, Кремль, д. 12)
Гений века
До 27 сентября