Всего лидеров четверо: Любаина Химид, Харвин Андерсон, Андреа Бюттнер и Розалинд Нашашиби. Как сообщает New York Times, они вошли в шорт-лист главной британской премии в области современного искусства 2017 года. Победитель будет объявлен 5 декабря и станет обладателем £25 тыс., другие номинанты получат по £5 тыс. Посмотреть на их работы можно будет в Художественной галерее Ференс в городе Кингстон-апон-Халл с 26 сентября.
Об изменениях критериев отбора в конце марта рассказал Алекс Фаркухарсон, директор Тейт Бритен, который возглавил жюри в 2015 году: «Премия никогда не вручалась за общий вклад в искусство, но всегда за впечатляющую работу текущего года. Сейчас… мы хотим показать, что художник может совершить прорыв в любом возрасте».
Возрастные ограничения для претендентов на получение Премии Тернера — не старше 50 лет — были введены в 1991 году, хотя до этого лауреатами лишь дважды становились художники старшего поколения: Малкольм Морли в 1984 году (год основания премии) и Говард Ходжкин в 1985-м.
Теперь в списке номинантов оказались двое художников старше 50 и двое — младше. В частности, 62-летняя Любаина Химид родом с Занзибара обращается к вопросам расы и насилия, ее персональные выставки в Бристоле и Оксфорде были посвящены воображаемому диалогу между рабами графства Ланкашир и американской Южной Каролины. Харвин Андерсон, художник ямайского происхождения 52 лет, знакомит зрителей со своеобразными ямайскими «клубами», которыми служат, например, парикмахерские. Одной из центральных на его выставках 2016 года в Ноттингеме и канадском Онтарио стала картина под названием «Хорошо ли быть черным?». Двое других кандидатов — художница немецкого происхождения Андреа Бюттнер и Розалинд Нашашиби с палестинскими корнями. Обеим сейчас по 40. Первая работает в разнообразных техниках — от ксилографии до видео, а темы, которые ее интересуют, — нищета, религия и стыд. Например, в одном из ее видео монахини продают билеты на «чертово колесо». Получившая несколько лет назад премию Beck’s Futures в £24 тыс., Нашашиби в этот раз номинирована за фильм «Наэлектризованный Газа», который описывает жизнь семьи в крупнейшем городе палестинской провинции, а также за работы «Сады Вивиан» и «Почему мы злые?» с открывшейся месяц назад выставки Documenta 14 в Афинах.