18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Образы путешествий в палаццо Соранцо

№53
Материал из газеты

Первый проект Пушкинского музея в Венеции посвящен развитию оптики и влиянию путешествий на изобразительное искусство

«Человек как птица. Образы путешествий» — такое название носит выставочный проект Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который открывается в палаццо Соранцо в дни Венецианской биеннале. Над ним работали сотрудники нового музейного подразделения «Новый Пушкинский», специалисты по современному искусству, но выставка получилась, скорее, исторической, исследующей эволюцию восприятия искусства. Известно, что взгляд на мир средневекового человека отличался от мироощущения человека Нового времени. Новые территории, новые впечатления и особенно путешествия, позволяющие взглянуть со стороны на другие сообщества и чужую природу, радикально изменили социум и искусство. Однако выставка Пушкинского музея рассказывает не только о физических перемещениях, но и о путешествиях в разных измерениях, во времени.

Кураторы, директор музея Марина Лошак и заведующая отделом кино- и медиаискусства Ольга Шишко, считают, что именно благодаря путешествиям человек развил восприятие мира, которое привело к изучению природы и в конечном итоге к возникновению научных инструментов и науки. Они также рассматривают и саму жизнь человека как путешествие, ведь она протекает в познании окружающего мира. В музее обещают, что, «подобно Гулливеру Джонатана Свифта или Алисе Льюиса Кэрролла, зритель испытает на себе непривычные масштабы и перспективы». Раскрывать замысел взялись 14 художников в размышлениях об истории развития визуального образа мира. Центром экспозиции стала видеопанорама, позволяющая взглянуть на мир с точки зрения человека и птицы. В экспозицию вошла знаменитая серия Леонида Тишкова, путешествующего с переносной светящейся луной, звуковая скульптура Юрия Календарева, работы Татьяны Ахметгалиевой, арт-группы «Провмыза», Ирины Затуловской и Дмитрия Булныгина, видеопанорамы московской художницы и куратора Софьи Гавриловой.

Среди участников также есть художники из Аргентины, Бельгии, Германии, Италии и Японии. В качестве бонуса зрителей обещают научить технике гаптического зрения, когда экранные образы побуждают к тактильному контакту с материалом, а глаз превращается в орган осязания. Еще одна тема выставки — связь мировоззрения с развитием оптики, от камеры-обскуры до видеокамер. Чем больше человек путешествовал и познавал мир, тем больше ему хотелось узнать и увидеть. Таким образом развивались ремесла, позволившие усилить человеческое зрение с помощью механической, а позже и цифровой техники.

Сегодня мы скорее напоминаем киборгов, оснащенных записывающими камерами, чем полагающихся лишь на математику и чутье путешественников прошлого. И все же люди по-прежнему далеки от познания мира во всей его полноте, а значит, путешествие продолжается. 

Палаццо Соранцо ван Аксель
Человек как птица. Образы путешествий
13 мая – 5 сентября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+