18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эл Казовский: «Я-то все видел совершенно иначе»

Классик венгерского искусства рассказывает в книге, подготовленной Издательством Ивана Лимбаха, про учителей, влияние Бэкона и социализма на художественное творчество

Главное не запутаться: на фотографии — женщина, но говорит она о себе в мужском роде. Такова особенность классика венгерского искусства советского происхождения. Родившись в Ленинграде, Эл Казовский (1948–2008) переехал сначала к дедушке с бабушкой в Нижний Тагил (тот самый, в котором проживают яркие персонажи из юмористических скетчей «Нашей Раши» — нет, не те, которые с «красными труселями»: Михалыч и Дулин обитают в другом суровом уральском городе), а затем, уже к маме, в Венгрию, где прославился, став классиком.

Говоря о себе в мужском роде, трансгендер Казовский, рожденный женщиной, как и положено природой, любил мужчин, то есть был, если принимать во внимание (а как его не примешь-то?) личный выбор, гомосексуалистом. Уязвленный и страдающий, он пестовал свою инаковость, как это делает каждый из нас, но, как и положено художнику, заострял и сгущал краски. Досгущался.

Вся сложная, мучительная эпопея Казовского, таким образом, не про перверсии и извращения, но о невозможности любить. Для чего судьба и придумывает всяческие преграды и дополнительные, субъективные испытания.

Петер Шинкович из журнала «Уй мювесет» (Új Művészet) опубликовал свою беседу с художником в летнем номере 2001 года, теперь же она открывает сборник бесед с Казовским, логически рассказывая о начале жизненного и творческого пути художника. Последнюю из бесед, вошедших с книгу, записали за пару месяцев до его смерти. Издательство Ивана Лимбаха выпустило этот том сразу же после двухтомника дневников и записных книжек Симоны Вейль — одной из главных христианских мыслительниц ХХ века. Это большой издательский и культурный подвиг, сколь кропотливый, столь и малотиражный. Вейль, религиозный философ и последовательный гуманист, отстаивала священное право человека на самоосуществление. Я к тому, что у книг Вейль и Казовского важная гуманитарная миссия — напоминать нам, что именно человек, а не что-то другое — мера всех вещей.


До четырнадцати лет ты жил в Советском Союзе, в Ленинграде, потом — в другом городе, и подростковый возраст для тебя стал еще и переменой формы жизни. Это помогло тебе сделаться художником или ты избрал свой путь с детства?

В детстве я всегда рисовал и писал, но художником стать никогда не планировал. Хотя я много рисовал карандашами и красками, но готовил себя к карьере в области естественных наук. Ребенком я, скорее, мечтал стать сначала биологом, а потом физиком; в физике меня больше всего интересовал особый ее раздел — астрономия. Когда я оказался в Венгрии, многое изменилось, прежде всего язык, который был для меня важнее всего. Мама переехала в Венгрию, когда во второй раз вышла замуж; меня, шестилетнего, отправили тогда к бабушке с дедушкой в Нижний Тагил, на Урал. Во время войны это поселение превратилось из шахтерской деревни в промышленный центр. Бабушку с дедушкой я очень любил, но в той среде никакой свободы передвижения, чтобы путешествовать, у меня не было. Потому-то я и решил переехать в Венгрию, к маме. В пятнадцатилетнем возрасте мне пришлось принять такое решение, чтобы иметь возможность переехать в Венгрию для «воссоединения с семьей».

Ты тогда по-венгерски говорил?

Нет, хотя летом я часто бывал в Будапеште или на Балатоне, сумел выучить всего несколько слов. Когда начал ходить в гимназию, сразу пришлось учить венгерский. Во втором классе гимназии я уже говорил на уровне одноклассников, по-венгерски думал и видел сны. Рисование, которым увлекся с детства, я никогда не бросал, но художником становиться не собирался, хотя родители и бабушка с дедушкой посылали мои рисунки на конкурсы детского творчества, где я получал призы. Картины, визуальные образы были для меня всегда очень важны, но меня интересовала масса других вещей, я не мог, не хотел выставлять приоритеты, выбирать из нескольких целей.

При выборе института я взвесил свои возможности — меня одинаково влекли психология, физика и режиссерское отделение. От физики я отказался, потому что в Венгрии фундаментальных физических исследований по-настоящему нет, пошел подавать на психологию, но в те времена психфак был пугающе отсталым. Первые экзамены в Высшую школу изобразительных искусств я завалил — рисовал я много, но всегда делал это не с натуры и не в соответствии с требованиями. За год подготовился и со следующей попытки поступил.

Когда тебя приняли в Высшую школу, тебе сразу стало понятно, что ты будешь художником? Какие у тебя воспоминания о начальном этапе?

Первые годы вспоминаются как довольно забавные, но в то же время Высшая школа казалась мне жутким местом. С однокурсниками мы очень сдружились, я наслаждался временем, которое мы проводили вместе, а вот с некоторыми преподавателями отношения сложились достаточно натянутые.

Ты учился в мастерской Дёрдя Кадара. Про этого преподавателя ходило немало легенд.

Кадар любил сровнять ученика с землей, но того, кто осмеливался ему возразить, уважал и любил. Он спрашивал у нас, почему мы пишем темные натюрморты, когда надо бы писать светлую обнаженную натуру. В картину надо привносить светлые, радостные цвета, мы же молодые и живем при социализме. Когда после летней практики в Ходмезёвашархее я пришел к нему с ужасно темными пейзажами, думал, сейчас будет трагедия. Темнее эти картины уже и быть не могли. Когда мастер их увидел, рисунки ему понравились, и я вдруг понял, что на самом деле он очень меня любит, у нас случился долгий разговор. Он показал свои работы — очень интересные абстрактные картины. Кадар тогда начал работать с цветом, создавал гигантские черные абстрактные композиции. Те его работы, которые я видел на официальных выставках, были мне неинтересны, поэтому изрисованные углем листы так меня поразили. После того как мы с Заборски выдержали проверку у Дёрдя Кадара, у нас сложились с ним совершенно дружеские отношения, он доверял нам работать с первокурсниками, подправлять их. Благодаря ему мне не пришлось заканчивать преподавательское отделение — тогда это было обязательно. Позже он даже предлагал мне поработать у него ассистентом, но не получилось, через год после этого Кадар вышел на пенсию.

Когда был на третьем курсе — у него случился инфаркт. Вместо него у нас стал преподавать Игнац Кокаш, который тоже оказался фантастическим преподавателем. Взаимодействие с ним приводило меня в радостное возбуждение, он был первым человеком в Высшей школе, кто был в состоянии ответить на вопрос «не знаю». Это произвело на меня большое впечатление. До этого ни один преподаватель не мог признаться, когда чего-то не знал, часто они не помнили чего-то, но обо всем говорили с уверенностью. А на следующий день заявляли нечто противоположное сказанному накануне, поскольку предыдущая история уже успевала выветриться у них из головы. Кокаш был не такой человек, он начинал публично размышлять, прямо у нас на глазах, и не стеснялся делиться своими сомнениями. Мне даже кажется, он слишком подчеркивал свою неуверенность, вероятно, из педагогических соображений. Нас такая «неуверенность» освобождала и вдохновляла.

С Игнацем Кокашем мы однажды были в одной комиссии по защите дипломов, и меня поразила его способность сопереживать и глубоко воспринимать картины молодых художников.

В современном искусстве не было такого мастера, который бы на тебя повлиял?

Когда я учился на четвертом курсе, вышел огромный альбом Фрэнсиса Бэкона, каталог, охватывавший все его творчество. Как только книга эта попала мне в руки и я познакомился с наследием Бэкона, то почувствовал: вот он, путь, который избрал и я, бэконовское решение показалось мне идеальным, к этому я уже ничего не хотел добавлять. На третьем курсе писал так называемые натюрморты с запакованными частями человеческого тела, они были близки миру Бэкона, так что по этому пути я дальше идти не мог. Но впечатление, которое он на меня произвел, осталось очень сильным; смотришь на какую-нибудь его картину и получаешь практически чувственное удовольствие.

Насколько ты отошел от Бэкона?

В тот период моя живопись развивалась в более историческом, иконографическом направлении. С точки зрения зрителя, мои ранние натюрморты были перпендикулярны полотну. Я тогда думал, будто картина на самом деле это не то, что висит на стене, но что оптическая ось зрителя и плоскость холста образуют некий ракурс, из которого и появляется картина. Да, на этих натюрмортах были связанные люди, но я писал их с удовольствием, как абрикос или яблоко. Постановки делал довольно странные.

Выяснилось, что ни коллеги-однокурсники, ни мастера не воспринимают эти фигуры как натюрморты, но отождествляют с фигурами себя. Я-то все видел совершенно иначе. Тогда я решил бросить вызов и идеальному решению Бэкона. Решил, что если сам окажусь внутри картины и не буду ей бросать вызов, то смогу пойти в каком-то новом направлении, не по пути Бэкона. Хотя постановка фигур, связь с моделями всегда были для меня важны. Сами по себе постановки были настолько странными и изощренными, что переносить их на холст было уже и не нужно. Они стали одним из прообразов «Паноптикума Джана», который я позже осуществил в виде перформанса. У меня было такое чувство, что эти постановки не надо переносить на полотно, на нем должно происходить что-то другое, может, и субъект тоже должен там оказаться. Значит, надо было найти символ, знак, посредством которого я обозначил бы себя на картине в качестве участника. Поначалу это была фигурка солдатика, потом кентавр. Последний символ я использовал довольно долго, но оказалось, что он слишком сложной формы, и в качестве символа неприменим, хотя психологически точен. Поэтому впоследствии от целого кентавра осталась только его животная составляющая.

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
4
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
5
Нотр-Дам: восставший из пепла
После пожара 2019 года, заставившего плакать буквально весь мир, собор Парижской Богоматери воскресили за необычайно короткое время: он торжественно открывается 7 декабря
05.12.2024
Нотр-Дам: восставший из пепла
6
Прививая вкус к современному искусству
Коллаборации, смелые проекты, партнерство с ярмарками искусства — «Мясной дом Бородина» быстро, органично и с долей юмора становится участником арт-процесса
12.12.2024
Прививая вкус к современному искусству
7
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Говоря о своих иностранных коллегах, которые в скором времени покинут посты руководителей музеев, генеральный директор Государственного Эрмитажа рассказал и о себе
02.12.2024
Михаил Пиотровский «готовится к смене караула»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+