18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер А. Р. Пенк

Неоэкспрессионист, один из «Новых диких», живописец, график, скульптор и джазовый барабанщик скончался 2 мая в Цюрихе. Ему было 77 лет

Ральф Винклер (таково настоящее имя художника) родился 5 октября 1939 года в Дрездене и стал свидетелем бомбардировки, уничтожившей город в феврале 1945 года.

А.Р.Пенк никогда не обучался живописи систематически, но посещал художественную школу, а после, в 1953–1954 годах, — Дрезденскую академию художеств, где встретил известных в будущем неоэкспрессионистов Йорга Иммендорфа, Георга Базелица, Маркуса Люперца.

Псевдоним А.Р.Пенк Винклер взял в память о геологе и географе Альбрехте Пенке, который разделил на четыре эпохи ледниковый период. В разные годы художник называл себя также Майк Хаммер, Мики Спиллейн, Теодор Маркс или просто Y.

Понимая, что впереди не ждет ничего хорошего, А.Р.Пенк пытается построить карьеру в Восточной Германии и в 1966 году становится кандидатом в члены Союза художников, однако всегда находится под подозрением у властей. Использование псевдонимов отчасти облегчило проникновение работ художника из ГДР на запад Германии. Первая персональная выставка А.Р.Пенка проходит в галерее Михаэля Вернера в Кельне в 1969 году. Показанные на ней картины и скульптуры из серии «Стандарт» привлекли внимание публики.

В это же время восточногерманские власти начинают преследовать художника как диссидента: так, в 1977 году часть его работ конфискуется при обыске тайной полицией Штази.

В 1975 году Пенку присуждается западноберлинская художественная Премия Вилля Громана. В 1980 году А.Р.Пенка выдворяют из ГДР. Художник переехал в Дюссельдорф, где стал одной из главных фигур набирающего популярность движения «Новые дикие».

В 1981 году художник удостаивается в Базеле Премии имени Рембрандта. В середине 1980-х искусство А.Р.Пенка становится необычайно популярным в Нью-Йорке, который переживает увлечение граффити. Его работы огромных размеров отличает безошибочно узнаваемая изобразительная система — человеческая фигура сведена здесь к знаку, как в наскальной живописи, откуда художник берет также фигуры треугольника и круга. Однако А.Р.Пенк не сводит образы к влиянию первобытного искусства или граффити, располагая свою художественную манеру на границе фигуративного искусства и абстракции.

В 1984-м А.Р.Пенк выставляется в павильоне Германии на Венецианской биеннале. Четырежды участвует в Documenta.

В 1985 году художник завоевывает Художественную премию Ахена. В 1988 году Пенку присваивают звание профессора Академии искусств Дюссельдорфа.

В 2007 году прошла большая ретроспектива художника во франкфуртском Ширн Кунстхалле. Как джазовый ударник Пенк выпустил несколько пластинок, был сооснователем фри-джазовой группы Triple Trip Touch и участвовал в трио со знаменитым контрабасистом Петером Ковальдом.

За свою долгую жизнь А.Р.Пенк жил в Лондоне, Дублине, Берлине, Нью-Йорке и скончался в Цюрихе.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+