18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сакральная красота

№53
Материал из газеты

Так ли велика роль архитектуры Сент-Шапель в эволюции королевской власти, как полагает историк?

В центре внимания Мередит Коэн — Святая часовня, Сент-Шапель, но автор охватывает широкий тематический срез, временной и географический. Начальные главы ее работы посвящены строительству времен Филиппа II Августа (1180–1223), когда Париж, по мнению исследователя, кардинально преобразился, и Людовика IX Святого (1226–1270), творца Сент-Шапель; в обеих — глубокое погружение в строительные тонкости и обилие иллюстраций.

Вторая часть заголовка — «созидание сакральной монархии», и читатель вправе ожидать такого же досконального изложения — но тут Коэн оказывается менее убедительной. «Созидание» подразумевает осознанный акт творения. Да, Людовик расчетливо приобретал реликвии Страстей Христовых и возводил для них Сент-Шапель — только надо помнить, что представление о монархе как о помазаннике божьем (буквально, через помазание елеем во время коронации) гораздо старше, чем показывает автор. Людовик лишь пытался оспорить то, что власть дается монарху из рук церкви и что так будет всегда.

Приобретение реликвий стало его громким (и дорогостоящим) успехом, чего не смог достичь ни один другой европейский правитель; предназначенная для их хранения Сент-Шапель тоже должна была служить демонстрацией могущества французского монарха. Она несла в себе важное послание — но кому? Коэн указывает на широкую аудиторию, «от приезжей иноземной знати до беднейших обитателей города». Так, английский король Генрих III (1216–1272), посетивший Париж в 1254 году, пришел в такой восторг от часовни, что готов был взять и перенести ее с берегов Сены на Темзу. Собственно, перестройка Вестминстерского аббатства стала его ответом Людовику — как и приобретение Крови Христовой, впрочем, менее удачное предприятие, поскольку эта реликвия никогда не вызывала такого религиозного пыла, как парижские Терновый Венец и фрагменты Креста.

Людовик успешно использовал эту «мягкую силу» в своих целях, но это отнюдь не значит, что он сумел изменить характер средневековой монархической власти, как предполагает Коэн. Вернувшись из крестового похода, король стал перекраивать институт власти на свой лад, и великолепие Сент-Шапель, как и хранившиеся в ней реликвии, помогали ему в этом. Но утверждения, что именно «эта архитектура привела к изменениям в социальном укладе и мировоззрении», маловато — тут надо показать что-нибудь посущественнее.

Meredith Cohen. The Sainte-Chapelle and the Construction of Sacral Monarchy: Royal Architecture in 13th-Century Paris. Cambridge University Press. 400 с. $120. На английском языке

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+