Пейзаж «Крепость Кёнигштайн, вид с севера», написанный племянником и учеником Каналетто в 1756–1758 годах, недавно был продан Эдвардом Стэнли, 19-м графом Дерби, иностранному коллекционеру (предположительно из США), пожелавшему остаться неизвестным. В фамильном поместье Дерби Ноусли-Холле с 1834 года хранились парные пейзажи Бернардо Беллотто (есть еще вид на замок Кёнигштайн с юга), но в 2015 году семья приняла решение их продать. Некоторое время считалось, что тогда граф Дерби продал обе работы, а новый владелец (очевидно, иностранец) практически сразу подал заявление на вывоз двух картин. Однако как только стало известно, что разрешение выдано не будет для того, чтобы дать время британским музеям выкупить работу, покупатель спешно отозвал ходатайство.
В прошлом году в Ревизионную комиссию по экспорту произведений искусства было подано новое заявление с просьбой разрешить вывоз пейзажа Беллотто, уже только вид замка с севера (вид с юга остается у графа Дерби). Комиссия отложила выдачу разрешительных документов до февраля 2017 года, чтобы работу смог выкупить покупатель из Великобритании. Под покупателем из Великобритании подразумевается вполне конкретная структура: в лондонской Национальной галерее хранится всего одно полотно Беллотто, к тому же из венецианской серии, и в музее не скрывают, что заинтересованы в покупке «Крепости Кёнигштайн, вид с севера». После того как представители Национальной галереи в неофициальном порядке проинформировали Комиссию по экспорту о том, что надеются собрать необходимую сумму, выдача лицензии на вывоз картины вновь была отложена — теперь до 17 августа этого года. По данным The Art Newspaper, речь идет приблизительно об £11 млн. Впрочем, официальной информации из музея о намерении купить картину или о сборе средств не поступало. Еще в марте представительница пресс-службы Национальной галереи заявила, что музей «никогда не комментирует, какие картины он заинтересован или не заинтересован купить».
После того как совсем недавно Национальная галерея потерпела неудачу с картиной Якопо Понтормо, возникают серьезные сомнения в том, получится ли у музея выкупить пейзаж Беллотто. Несмотря на удачную кампанию по сбору средств, галерея так и не смогла получить «Портрет молодого человека в красном берете» (1530) кисти Понтормо стоимостью £30,7 млн. Чаяния лондонского музея развеял нью-йоркский менеджер хедж-фонда Том Хилл, который купил его у графа Каледона. Бизнесмен отказался принять равнозначное предложение от Национальной галереи.
Впрочем, его отказ понятен. Согласившись, он потерял бы больше $10 млн (сейчас £8 млн) из-за падения стоимости фунта, обрушившегося после объявления Brexit в июне прошлого года. Проблема в том, что состояние Хилла хранится в американских долларах, а цена картины, когда министр культуры Великобритании в декабре 2015 года отказал в разрешении на ее вывоз, была, как всегда, установлена в фунтах. С тех пор британская валюта обвалилась, и Хилл обратился к Национальной галерее с просьбой в случае сделки компенсировать его потери. The Art Newspaper удалось узнать, что галерея была готова немного увеличить сумму, однако бизнесмен счел, что такой доплаты будет недостаточно, поэтому отказался от предложения музея. Несмотря на то что Хилла никто не обязывал соглашаться, в ответ на его решение министр культуры, СМИ и спорта Карен Брэдли 15 февраля этого года отказалась выдавать на портрет постоянную экспортную лицензию. Теперь Понтормо на несколько лет осядет в Великобритании.
Другие отказники
Случай с Понтормо — лишь одна из недавних историй, когда экспортные ограничения были обойдены иностранным покупателем, просто отвергшим предложение британского музея. Вот еще пять произведений искусства, которые также отказались отдавать музеям новые владельцы-иностранцы.
Крест королевы Шарлотты (около 1790 года): купил Александр Вик, бизнесмен норвежского происхождения из США; в 2002 году Музей Виктории и Альберта предложил за него £43 тыс.
Реликварий святого Кристофера (1493): приобретен канадским коллекционером Кеном Томпсоном; в 2002 году Национальный музей Шотландии собрал на его покупку £1,8 млн.
«Омай» (1776) Джошуа Рейнолдса: куплен Джоном Манье из Дублина; в 2003 году Тейт пыталась внести за портрет равнозначные £12,5 млн.
«Портрет Айубы Сулеймана Диалло» (1733) Уильяма Хора: приобрели Музеи Катара; в 2010 году Национальная портретная галерея хотела выкупить его за £555 тыс.
Украшенный драгоценными камнями престол индийского правителя Типу Султана (около 1790 года): куплен Farbro Group Фархада Фарджама из Дубая; в 2010 году Коллекция Баррелла в Глазго собрала на его приобретение равнозначную сумму в размере £390 тыс.
Учитывая, что картина Бернардо Беллотто также, по-видимому, приобретена коллекционером из США еще в 2015 году (до выхода Великобритании из ЕС), падение британского фунта может сыграть с Национальной галереей злую шутку во второй раз. В то же время после провала кампании по выкупу портрета Понтормо, на который деньги собирали всем миром (Казначейство выделило беспрецедентный грант в размере £19,415 млн, еще £12 млн удалось собрать благодаря поддержке Фонда лотереи «Наследие» и Художественного фонда), в обществе заговорили о необходимости изменить закон о вывозе произведений искусства.
Стивен Дюшар, директор Художественного фонда — благотворительной организации, которая занимается фандрайзингом для покупки произведений искусства, считает, что всех, кто подает документы для получения разрешения на вывоз произведений искусства из Великобритании, «надо заставить подписывать четкое и юридически обязывающее соглашение соблюдать все существующие законы». Фонд призывает власти издать официальный свод экспортных правил, чтобы защитить «наиболее ценные для нашей страны произведения искусства, которые должны оставаться в Великобритании».
Иностранные покупатели, которые отказываются от равнозначных предложений, как правило, повторно подать заявление на вывоз произведения искусства из страны могут только по прошествии десяти лет. Все это время работа должна оставаться в Великобритании (если только ей не предоставлено временное разрешение на вывоз для участия в выставке зарубежного музея). Одно из предложений — увеличить этот срок с 10 до 25 лет, чтобы заставить несговорчивых владельцев хорошо подумать перед отказом. Также обсуждается вариант, близкий законодательной системе Франции, где музеи имеют приоритетное право покупки при продаже объекта национального достояния, если их предложение соответствует цене.