18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрустальная мечта строителей светлого будущего

№53
Материал из газеты

Первая большая выставка советского стекла и керамики от оттепели до 1980-х продлится в Музее декоративно-прикладного и народного искусства до 27 ноября

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства не остался в стороне от 100-летия революции 1917 года — выставка «Весна в Октябре. Советское стекло и керамика. 1960–1980» открывает цикл проектов музея под общим названием «Рожденные Октябрем».

Как рассказала главный хранитель музея Ольга Милованова, на выставке представлено около 500 работ, охватывающих практически всю обширную географию советского производства художественной керамики и стекла: Ленинградский фарфоровый завод им. М.В.Ломоносова, Конаковский фаянсовый завод, Ленинградский завод художественного стекла, Дятьковский и Гусевский хрустальные заводы.

Богатые фонды позволили музею не только показать, как художники, работавшие со стеклом и керамикой, экспериментировали в постоттепельное время на территории новых материалов, новых техник и новых тем; создание отдельного зала, посвященного юбилейной тематике, дает возможность оценить, что происходило в это время с воплощением сюжетов более чем традиционных: «Народ и партия едины. Слава КПСС» (1970-е), «Революционный Петроград» (1987), «Красная конница» (1969). В этом же зале — композиция «Хорошо» (1968), созданная одним из основателей отечественной школы художественного стекла Борисом Смирновым, который в годы войны возглавлял маскировочную лабораторию Балтийского морского флота, а после — тесно сотрудничал с Верой Мухиной
В следующих залах мы видим эпоху 1960–1980‑х уже вне официального контекста. Молочно-белое «Половодье» (1980-е) одного из самых востребованных и разносторонних ленинградских мастеров Юрия Манелиса соседствует с фарфоровой сценой из спектакля «Милый лжец» (1962) — популярнейшего спектакля МХАТа того времени. Аста Бржезицкая, работавшая для Дулевского фарфорового завода, а также делавшая майолики и рельефы станции метро «Таганская», изобразила здесь легендарный звездный состав спектакля — Ангелину Степанову и Анатолия Кторова. Здесь же предметы из сервиза «Вальс» (1960‑е) Юрия Ганрио, создававшего на Дмитровском фарфоровом заводе новые формы посуды и сервизы с названиями и декором, вполне отвечавшими духу времени: «Квант», «Электрон», «Дипломат».

Проходя по залам, видишь, что выплеск творческой энергии оттепельной эпохи вовсе не угас, не остался заключенным в промежутке между определенными историческими событиями — он совершенно естественно продлился во времени, растворяясь в новых изобразительных формах, проявляясь в образах, выборе тем и героев, в том, что и называется творческой свободой. 

Музей декоративно-прикладного и народного искусства
Весна в Октябре. Советское стекло и керамика. 1960–1980
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+