18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Не только радуги и поцелуи

Вышел каталог выставки Константина Сомова в KGallery

Петербургская KGallery, устроившая выставку с участием четырех государственных музеев и более 20 частных коллекционеров, достаточно полно представила искусство Константина Сомова после многолетнего перерыва. Предыдущий персональный показ работ художника прошел в Русском музее в 1971 году к 100-летию со дня его рождения и сопровождался каталогом. В 1979-м вышел том писем и дневниковых записей Сомова, опубликованных, впрочем, в существенно сокращенном виде. В таком нечастом ряду публикаций каталог нынешней петербургской выставки готов занять важное место. По сути, перед нами сборник научных трудов: шесть больших статей плюс составленная Еленой Яковлевой хроника жизни и творчества Сомова, которые предваряются вступительными текстами директора галереи Кристины Березовской и внучатой племянницы художника Анны Михайловой.

Камерный характер выставки в KGallery, очень подходящий этому искусству, успели отметить многие ее посетители. Изданный каталог обладает той же подкупающей чертой: он представляет Сомова скорее в семейном окружении, а не только в контексте идей эпохи, все время не давая забыть, что рядом с художником на втором плане присутствует любимая и любящая сестра с домочадцами. Прикладному творчеству Анны Сомовой-Михайловой посвящена отдельная статья Валентины Спешиловой: дамские сумочки, вышитые мешочки и шляпные украшения, выполненные ею в 1910-е годы по эскизам брата и находящиеся в собраниях ГРМ и Вятского художественного музея, теперь атрибутированы и подробно описаны. Другие работы в области декоративного искусства — фарфоровые группы Сомова — стали предметом интереса Владимира Левшенкова.

Владимир Круглов, ведущий сотрудник отдела русской живописи второй половины XIX — начала XXI века Русского музея, демонстрирует, что представленный в экспозиции ряд сомовских работ может стать основой для полноценного рассказа о художнике, оснащенного при этом тропами традиционного искусствознания. Статья Дмитрия Северюхина «Сомов и Россия» — энциклопедический комментарий, обстоятельно и подробно раскрывающий каждую из упомянутых в биографии Сомова художественных и повседневных реалий, связанных с Петербургом начала XX века. В центре статьи Анны Кондорф «„Галантная книга“ Константина Сомова» — издания прославленной «Книги Маркизы», но также она посвящена печатной графике художника в целом: от экслибрисов, журнальных обложек и виньеток до иллюстраций к «Опасным связям» 1934 года, которые стали его последней работой в книге. Романом Шодерло де Лакло Сомов уже пользовался, создавая «Книгу Маркизы».

Отбирая французские, итальянские, немецкие тексты, печатая их со своими иллюстрациями на языке оригинала и занимаясь этой работой в Петрограде 1918 года, Сомов, помимо всего прочего, смог в предлагаемых историей обстоятельствах поддерживать определенный уровень культуры, не просто книжной, но непосредственной — хотя, возможно, он об этом не задумывался. В то же самое время, когда в 1927 году в Париже с иллюстрациями Сомова вышел роман Лонга «Дафнис и Хлоя» на французском языке, в Ленинграде группа молодых филологов перевела и издала два других позднеантичных романа с похожей сюжетной канвой: «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия и «Эфиопика» Гелиодора. Среди участников переводческого кружка АБДЕМ было два выдающихся русских писателя — Андрей Егунов и Константин Вагинов. Вполне возможно, что стиль иллюстраций Сомова и выраженная в них эстетика тогда казались реликтом прошлого, чем-то вроде засушенной бабочки, сохранившей радужную расцветку крыльев, но все же были им близки.

Сегодня вряд ли стоит питать надежды на возвращение большого общественного интереса к искусству Сомова, о котором в своей статье пишет Владимир Круглов. Однако творчество художника остается предметом зрительской любви, а выставка и каталог свидетельствуют как раз об этом.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+