Инсталляцию Виты Буйвид «Невский проспект» покажут в рамках выставки «Персональные структуры», проходящей одновременно с Венецианской биеннале. Проект был придуман датским художником Рене Диетмайером еще в 2002 году. С тех пор он проходил в разных городах мира, пока окончательно не осел в Венеции. В нем принимает участие множество художников со всего света, которых объединила идея «время — пространство — существование» — тема настолько глобальная, что может вместить практически любое произведение искусства. На деле выставка оказывается «международной панорамой» наиболее интересных с точки зрения кураторов проектов. В разные годы свои «персональные структуры» показывали Марина Абрамович, Вито Аккончи, Луиз Буржуа, Кристиан Болтански — словом, весь цвет международной арт-сцены. Хотя выставка не ориентирована исключительно на звезд, нередко мировые знаменитости соседствуют здесь с молодыми художниками или не слишком известными авторами. Можно сказать, что «Персональные структуры» — это биеннале в биеннале, тоже международный и масштабный проект, занимающий сразу два палаццо — Бембо и Моро.
Для Виты Буйвид участие в этой выставке — премьера в Венециии, хотя за плечами художницы почти 30 лет активной работы. В 1990-е годы она приехала в Петербург из Днепропетровска, попав в круг Тимура Новикова, в самый эпицентр художественной жизни Северной столицы. Эстетика и философия Новой академии не могли не оказать на нее своего влияния — ее снимки всегда чуть прекраснее, чем простое отражение реальности. Хотя для Буйвид фотография — главная техника, она мастерски уходит от чистого документализма. Она раскрашивает снимки акварелью, опутывает кружевами, вводит коллаж. Коллеги шутят, что Буйвид — фотограф, который не любит фотографировать. Сама же она сетует, что с фотографией у нее безответная любовь. При этом эстетика для нее совсем не самоцель, прежде всего она внимательный и остроумный наблюдатель, а иногда и критик.
В Венеции Буйвид устроила Невский проспект прямо в палаццо Бембо. У стен — фотографии прохожих, сделанные в 1990-е годы. Как и многие фотографы того времени, она зарабатывала уличной съемкой, фотографируя гостей Петербурга на пленочную камеру, чтобы потом отправить напечатанные портреты почтой. Самые интересные снимки распечатаны на сатине, расписаны маслом и упрятаны в строительные леса: в Петербурге, как и в Венеции, процесс реконструкции длится непрерывно. Разглядывать героев 1990-х можно пройдя по мосткам, проложенным поверх моря глянцевых снимков, разбросанных прямо на полу. Кажется, Буйвид еще раз напоминает: Петербург — Северная Венеция. Кругом вода, множество туристов, и каждый стремится зафиксировать свое присутствие на этой ярмарке тщеславия. Невский проспект становится гигантской декорацией для самых разных происшествий, так же как это было во времена любимого писателя Буйвид — Николая Васильевича Гоголя, чья повесть «Невский проспект» и вдохновила художницу.
Палаццо Бембо
Персональные структуры
13 мая – 26 ноября