18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мастер мимикрии

№53
Материал из газеты

Новая модная коллаборация французского дома Louis Vuitton обещает наделать много шума: на этот раз дизайн для коллекции изящных аксессуаров создал не кто иной, как американский художник Джефф Кунс

Коллаборации с представителями мира искусства стали привычным делом для мира моды: одни создают фонды, поддерживают художников и коллекционируют живопись, другие выпускают лимитированные коллекции с теми, кому музейного пространства для собственного творчества недостаточно. Французский модный дом Louis Vuitton в этом вопросе не обогнать, он работает во всех направлениях. Но если в сотрудничестве Джеймса Таррелла, Олафура Элиассона и Даниеля Бюрена с Louis Vuitton нет ничего удивительного (на их счету специальные проекты для грандиозного парижского фонда марки), то модные коллаборации с художниками всегда вызывают много шума.

Новый проект LV стал результатом сотрудничества дома, возможно, с самым неоднозначным и спорным художником современности — американцем Джеффом Кунсом. И пожалуй, необычнее этой коллаборации еще не было. Мало того что Кунс позволил себе невероятное — позарился на святая святых, перекрещивающиеся инициалы самого Луи Вюиттона, так он еще и концепцию сотрудничества с художниками полностью переиначил. Традиционно в качестве основы для подобных коллекций выступают модели на фирменной, можно сказать, знаковой для дома канве Monogram, и тут, как художник ни старайся, все равно его «холст» испещрен самым узнаваемым в мире моды узором (в конце концов, не зря исследования подтверждают, что именно аксессуары LV подделывают чаще всего). И все предыдущие коллекции: и смешные рожицы и панды Такаси Мураками, и точки Яёи Кусамы, и размашистые граффити Стивена Спрауса — все было лишь дополнением к основе, к канве Monogram. В этом чувствовалось некое снисхождение и благодеяние LV, будто изобретатель узора Жорж Вюиттон широким жестом разрешил художникам творить на кожаных полотнах, но так, чтобы ни у кого не возникало сомнений: это все-таки Louis Vuitton. Кунсу же позволили поступить совершенно по-другому, что не может не восхищать.

В новой коллекции на сумках, рюкзаках, платках, шалях и кошельках разместили пять репродукций-апроприаций шедевров старых мастеров: «Пшеничное поле с кипарисами» Винсента Ван Гога, «Марс, Венера и Амур» Тициана, «Девочка в постели, играющая с собачкой» Жана Оноре Фрагонара, «Охота на тигра» Питера Пауля Рубенса и самая смелая — «Джоконда» Леонардо да Винчи. Для коллаборации Кунс взял за основу свою оригинальную серию работ Gazing Balls, когда на фоне огромных реплик легендарных полотен (к примеру, «Завтрак на траве» Эдуарда Мане или его же «Олимпия») Кунс на выходящей прямо из картины подставке разместил синие блестящие сферы. Их зеркальный эффект — основа всей концепции. Подходящий к холсту зритель неминуемо отражается в синем шаре, становясь частью произведения, на которое он смотрит. При этом сами картины — тоже своеобразное отражение оригинала, видение конкретной картины другим художником, его личное впечатление. Получается необычная смесь — единение оригинального художника и его произведения с тем, кто его перерисовал, и с тем, кто на картину смотрит здесь и сейчас. Некий союз истории, искусства и современности.

Коллекцию аксессуаров Louis Vuitton американец окрестил просто и понятно — «Мастера», или «Великие художники». И хотя он и отталкивался от работ с синими сферами, места их воплощениям в коллекции, к сожалению, не нашлось. Вместо них на сумках и рюкзаках разместились крупные блестящие металлические буквы — фамилии тех самых художников, которые написали оригиналы. Окружили буквы почти незаметные вкрапления узора Monogram. В этом-то и есть главное отличие новой коллаборации от всех остальных: от легендарной канвы остались лишь редкие пиктограммы. Оно и понятно: на сумки перенесли целые картины, а не художественные элементы. Уникальный случай, когда фирменный стиль дома LV служит не основой, а украшением, уступив свое место великим произведениям, а в действительности — апроприациям Джеффа Кунса.

Между тем художник на этом не остановился и растворился не только в чужих работах, но и вклинился в уникальную ДНК модного дома. Заглавные буквы собственного имени JK он сплел в стиле перекрещивающихся букв LV — такой дерзости себе не позволял ни один художник до него! Впрочем, в итоге он честно подписал теми и другими инициалами каждое изделие, разместив вензель Луи Вюиттона в левом нижнем углу, а свой — в правом. Справедливо ли такое авторство, судить сложно, но американец будто насмешливо дает понять, что это все: и блестящий Ван Гог, и его кипарисы, и даже, страшно подумать, госпожа Джоконда — все создал он, Джефф Кунс. Особенно если посмотреть на платки и шали, которые по центру, прямо поверх знаменитых репродукций украшает его размашистый автограф.

Но в этом и состоит одна из идей серии Gazing Balls — слиться с тем, что ты видишь и что делаешь. Для Кунса сотрудничество с Louis Vuitton стало единением не только с пятью великими мастерами, но и с крупнейшим модным домом, он стал частью каждого элемента, замаскировавшись под них как хищное насекомое под цветок, эдакий умелец мимикрировать и сливаться, но при этом оставаться собой в неповторимой манере.

Объектами трансформации в коллекции «Мастера» стали пять классических моделей Louis Vuitton: Keepall, Neverfull, Speedy, Montaigne, Chain bag — плюс относительно свежая модель рюкзаков Palm Springs, линия аксессуаров Zippy, платки и шали Monogram. Каждый кожаный аксессуар художник дополнил веселым брелоком — силуэтом своей знаменитой скульптуры «Кролик». А внутри сумок на подкладке размещены портреты и биографии автора каждой из картин-оригиналов.

Как обещают в Louis Vuitton, эта коллаборация — лишь первая в серии совместных работ с Джеффом Кунсом. Поклонников бренда ждут новые свершения спорного в своем творчестве художника, который продолжит тему единения с миром искусства, а вот в каком виде — тут уж предсказать не может никто.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+