Метамодерн открывает перед новым поколением дизайнеров широкое поле для озорства и провокации без угрозы быть уличенными в излишнем увлечении цитированием. С этим упреком уже изящно разобрались их предшественники-постмодернисты, превратив любое сколько-нибудь достойное высказывание в набор-конструктор. Литература, изобразительные искусства, дизайн, включая ювелирный, сейчас не более чем «разговор на тему».
Ювелирные дома с богатой историей успешно пользуются этой ситуацией и извлекают на свет давние коллекции и отдельные вещи, которые за все эти десятилетия по чистой случайности не попали в список постоянных бестселлеров.
Представленная в этом году Van Cleef & Arpels коллекция высокого ювелирного искусства Liane — почти самоцитата. Из архивов достали знаменитую коллекцию Cordes 1946 года из витого басона. Она выпускалась домом почти 20 лет. Ажурные украшения из плетеного золотого шнура перекликались с дорогими нарядами haute couture и продолжали важную для Van Cleef & Arpels тему переосмысления ювелирами деталей одежды, примером чего служат колье Zip, броши-банты из золотого кружева и многое другое. Всем этим трибьютам haute couture не меньше полувека (хотя колье с аллюзией к красному бархатному занавесу из коллекции Ballet Précieux 2014 года тоже выглядело как реверанс в сторону текстильной индустрии).
То, что Cordes сразу не попала в число постоянных коллекций, скорее, действительно случайность и чистой воды недосмотр: вещи из витого позумента любимы коллекционерами, регулярно всплывают на аукционах и, хоть и не за восьмизначные суммы (все-таки отсутствие крупных камней сильно влияет на цену) и без особого превышения эстимейта, успешно продаются. В 2010 году винтажные серьги и браслет Cordes надела на красную дорожку Каннского кинофестиваля Кейт Бланшет. Британский Vogue тут же записал этот поступок в список обязательных для подражания. Намек оказался достаточно прозрачен.
В марте Van Cleef & Arpels представил новую коллекцию Liane, в основе которой — четыре колье из того же витого золотого басона. Асимметричные шнуры-колье с кистями и кольцами с драгоценными камнями выполнены в желтом и розовом золоте. Пластичные, подвижные, с крупными простыми деталями, они призваны стать героями страниц в Instagram — избранных, конечно. В эпоху визуальных инструментов, когда внимание привлекают либо большие яркие объекты, либо мелкие движущиеся детали, Van Cleef & Arpels предлагает уникальную историю, совмещающую оба эти правила, и, более того, делает это не в классической ювелирной коллекции, а в коллекции высокого ювелирного искусства.
В качестве достойного ансамбля для золотого позумента были выбраны необычные сочетания не самых очевидных камней. Прозрачность аквамаринов оттеняет яркая бирюза. Сугилит насыщенного фиолетового оттенка подсвечивается нежным мерцанием розовых турмалинов. Строгий матовый малахит соседствует с цитринами, а оникс глубокого черного цвета оттеняет игру света в прозрачных аметистах. Этот контраст матовых полированных поверхностей поделочных камней и прозрачной сверкающей огранки камней драгоценных создает дополнительную интригу.
Украшения из коллекции высокого ювелирного искусства Liane будут представлены в избранных бутиках Van Cleef & Arpels по всему миру, включая бутик дома в Столешниковом переулке.