В этом году первый платок Hermès Jeu des Omnibus et Dames Blanches отмечает 80-летие. Именно с него началось производство знаковых аксессуаров французского модного дома с колесницей на логотипе. В новых залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства представлены легендарные платки, большинство из которых уже вряд ли встретишь в витринах бутиков. Например, платок Air France к 50-летию авиакомпании, «Автомобильный клуб Франции» к 100-летию организации, «24 часа Ле-Мана» к 40-летию и 80-летию гонки, Vacheron Constantin и другие.
История платков Hermès началась в 1937 году, когда к 100-летнему юбилею модного дома был выпущен первый платок-каре Jeu des Omnibus et Dames Blanches (кстати, его переиздание можно увидеть на выставке). Классический вариант — это платок 90х90 см из чистого шелка с нанесенным вручную дизайнерским узором и подписью мастера, его создавшего.
Выставка «Шелковый лабиринт» проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и поп-ап-галереи Ottepel, экспозиция разделена на три части. Ретроспектива ранних и редких платков Hermès 1930–1960-х годов прослеживает эволюцию развития дизайна культовых аксессуаров, которые до сих пор остаются объектом желания всех модниц мира, среди которых когда-то были и Джеки Кеннеди, и Грейс Келли, и королева Елизавета II.
Другой раздел — русская тема в платках Hermès — посвящен истории и культуре России. Здесь можно увидеть предметы, вдохновившие дизайнеров на новые свершения: традиционные русские игрушки, реконструкцию сцены зимнего катания на санях и даже военную форму русской гвардии XIX века. В отдельной экспозиции представлена графика русской художницы Александры Кольцовой-Бычковой, создавшей ряд эскизов одежды и аксессуаров для дома Hermès в 1929 году.
В третьем зале собраны лимитированные и специальные платки. Они, как коллекционные марки, посвящены известным событиям и персонам или выпущены по специальным заказам. Есть и такие, которые вовсе не поступали в продажу. Найдутся здесь каре к значительным военным и политическим событиям во Франции, к свадьбам и годовщинам европейских монархов, Олимпийским играм, к юбилеям крупных компаний, часовых и ювелирных домов и множество других редких экземпляров.
Пожалуй, самые дорогие предметы на выставке — два стула-скульптуры работы итальянской художницы Карлы Толомео высотой более 2 м. Каждый из них обит велюром и винтажными платками Hermès.
Помимо, собственно, платков, на выставке собраны авторские эскизы к некоторым из них, исходные материалы, вдохновившие художников, и производственные прототипы платков. Вступительный раздел рассказывает об истории шелковых каре Hermès, а на мультимедийных экранах показан процесс их создания.
Частная коллекция платков Hermès, которую можно увидеть в музее до середины мая, принадлежит Maison Carré Foundation и насчитывает более 700 уникальных дизайнов. Она возглавляет тройку крупнейших в мире подобных собраний, именно поэтому выставка «Шелковый лабиринт» — абсолютно самостоятельный проект и осуществляется силами самих коллекционеров.