18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Довольствуясь Малым

№53
Материал из газеты

Сюжет с реконструкцией Государственного академического Малого театра России, растянувшейся почти на четыре года, более всего напоминает исторический детектив — со счастливой концовкой

Масштабная реставрация (а по документам, «реконструкция с сохранением исторического облика памятника архитектуры ХIX века», стоившая федеральной казне 7,1 млрд руб.) длилась с 2013 по 2016 год и оказалась настолько деликатной, что многие ее результаты не бросаются в глаза. Мало кто, например, обращает внимание на северный фасад театра, выходящий на Неглинную улицу. После того как в 1986 году фундамент и стены здания в очередной раз пытались укрепить, наверху торчали мощные двутавры. Теперь их нет. Расчистили заложенные ранее ворота и витражные окна. «Сняв штукатурку, увидели витражи, — вспоминает научный руководитель реставрации Сергей Конев. — Вытащили их, очистили, восстановили и вернули на место».

Реконструкцию вела команда из ООО «Зарубежпроект». Эта компания, в частности, занимается реставрацией посольских зданий России за рубежом. Но «Зарубежпроект» был здесь субподрядчиком, в роли же подрядчика, ответственного за работы в комплексе, выступал выигравший все тендеры «Балтстрой».

Наивно полагать, что сегодня мы увидели Малый таким, каким его задумал Осип Бове, по чьему проекту архитектор Александр Элькинский перестроил в 1824 году расположенный на Петровской (ныне Театральной) площади особняк купца Варгина. При восстановлении объекта культурного наследия (Малый театр — памятник федерального уровня) всегда решается, какую дату из истории его бытования принимать за точку отсчета. В одном интервью директор Малого Тамара Михайлова признавалась, что театр могли привести к тому виду, который он имел в 1896-м или в 1919 году.

Но за образец взяли вариант 1948 года — тогда театр переделал архитектор Александр Великанов. Это было самым простым и, возможно, единственным выходом: от театра Бове к 1948-му оставалась только коробка, стоявшая к тому же на сложных грунтах, из-за чего фундамент расползался. Малый ведь построен над коллектором, куда в XIX веке убрали реку Неглинную. В конце 1920-х старый коллектор затампонировали, теперь он обходит здание справа. Заодно большевики захотели добавить старейшей драматической сцене Москвы имперского шика, которого не было в Малом театре даже в ту пору, когда с Большим его объединяла общая труппа (подземный ход между зданиями давно заложен, но реставраторы обнаружили вход в него). Театр, императорский по статусу, был купеческим по сути и по облику. Сталина это не устраивало. То, что выбор тогда пал именно на Великанова, представителя ленинградской (читай: петербургской) школы, скорее, плюс. Тонкий стилист, Великанов не тянул одеяло на себя, хоть и переделал фасад. В его нео­классике ничего нет от помпезного «сталинского ампира» — кажется, будто перед нами «родной» XIX век.

Это видно в декоре зрительного зала и Щепкинского фойе, во всех мелочах. Но денег после войны не хватало, и Великанов экономил. «Все двери в театре были разных эпох, — комментирует Конев, — а в особой ложе очень красивые двери оказались из фанеры. Где-то в дверях использована ткань, наклеенная на фанеру и покрашенная масляной краской. Какие-то детали оказались покрыты позолотой, а другие, по соседству — бронзовкой. То же самое касалось мебели, которая по большей части была в очень плохом состоянии, лепных украшений. Одинаковые фрагменты могли быть сделаны из дерева, папье-маше, какой-то мастики: в театре не стеснялись бутафории». Это понятно: назначение постройки определяло подход.

И теперь это так. К чести реставраторов, укрепив и осовременив здание, они с вниманием отнеслись и к разномастной отделке. Если какой светильник или ножки банкетки были ранее позолочены, позолоту обновляли, а нет — покрывали бронзовкой, как было.

Но главное, за что стоит их благодарить, — умеренность вмешательства в конструктивные элементы. Помните тесный гардероб Малого театра, вытянутый, как кишка? Его больше нет. Гардероб, как и Щепкинское фойе, расширили за счет пристройки со стороны внутреннего двора. Но весь двор не перекрыт. Зрители в полном восторге: «Даже цвет фойе остался прежним!» На самом деле ярко-синий цвет стал другим. При каждом ремонте цвет фойе чуть-чуть менялся, и потребовалось много усилий, чтобы вернуть сложный оттенок, который был. В зрительном зале, поскольку расписной плафон после очистки и скрупулезной реставрации заметно посветлел, цвета пришлось подбирать заново.

При этом места стало больше. Помимо того, что были расширены пространства для хранения декораций, появился подвальный этаж, по которому два служебных входа сообщаются друг с другом. Технический этаж возник и под кровлей — вместо пустого чердака. Вскрыв ограждение ярусов, реставраторы обнаружили до 30% утрат, но при восстановлении обошлись без разбора конструкций. Система вентиляции теперь имеет выходы под каждым зрительским креслом, а расстояние между рядами доведено до минимально допустимых сегодня 90 см. В театре можно наконец нормально сидеть и дышать.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+