18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пожароопасный контекст в павильоне Армении

№53
Материал из газеты

Антиквары, ювелиры, художники — Boghossian Foundation воплощает страсть к искусству в новых проектах

В этом году в армянском павильоне на Венецианской биеннале нашли свое совсем не метафорическое выражение самые пламенные художественные порывы. Брюссельский скульптор и художник родом из Армении, сооснователь фонда Boghossian Foundation Жан Богоссян сразу на двух площадках, в Армянском колледже Мурата — Рафаэляна и в церкви Санта-Кроче дельи Армени, показывает серию работ под названием «Негасимое пламя», для создания которых он использовал огонь и дым.

Оставленные языками пламени узоры отсылают одновременно и к абстрактным экспрессионистам, в том числе к любимым автором Джексону Поллоку и Джоан Митчелл, и к пожароопасным перформансам группы Claire Fontaine, когда они сжигали выложенные спичками силуэты стран, пребывающих в состоянии экономического коллапса. Техника, приобретающая популярность и в дизайне (жженая мебель Мартена Баса), здесь становится метафорой артистической пылкости и невероятной увлеченности своим делом.

Последнее характеризует всю семью художника — известных коллекционеров антиквариата, ценителей искусства и ювелиров, основавших в 1992 году культурный фонд Boghossian Foundation.

Начало же семейному ювелирному бизнесу было положено еще в XIX веке. Ювелир в третьем поколении, Оганес Богоссян в 1919 году покинул опасную в то время для армянской общины Турцию и открыл небольшую мастерскую в Алеппо (Сирия), а позднее — сеть магазинов в Бейруте (Ливан). В середине 1970-х его внуки Жан и Альберт перебрались в Европу, где одними из первых стали создавать украшения с цветными драгоценными камнями, привезенными из экзотических тогда Бразилии, Бирмы, Индии и Таиланда. С тех пор оригинальное смешение западной и восточной культур безошибочно читается во всех изделиях Boghossian, а использование новых приемов и необычных техник стало их визитной карточкой. К примеру, вдохновением для коллекции «Искусство инкрустации» послужила техника оформления дворца Тадж-Махал «камень в камне». Сегодня в этой технике выпускается лишь около 30 изделий в год. Художественное видение коллекции продолжают определять искусство Индии эпохи Великих Моголов, орнаменты ваз китайской династии Мин, а также собрание старинных предметов «модного обихода»: несколько сотен шкатулок, заколок, часов, пудрениц, брошей и других антикварных прелестей, которые являются частью семейного наследия в сокровищнице фонда Boghossian Foundation.

Помимо продвижения искусства, фонд занимается многочисленными образовательными и социальными проектами. Благодаря ему в бейрутском Университете Святого Иосифа появился фотоцентр с коллекцией из 7 тыс. снимков. В 2012 году была основана премия в сфере современного искусства Boghossian Foundation Prize, которая с тех пор ежегодно вручается в Ливане и в конкурсе на которую еще можно поучаствовать, отправив заявку до 10 октября. Призовой фонд в $10 тыс. дополняется возможностью сделать выставку в брюссельском Boghossian Foundation — на вилле Ампан. О ней стоит сказать отдельно.

Слияние или соединение культур — идейная константа фонда нашла здесь свое максимальное художественное воплощение. Особняк 1935 года в стиле ар-деко, который барон Луи Ампан завещал государству для создания в нем музея современного искусства, в разное время занимало то посольство СССР, то сквотеры-вандалы. Фонд вернул вилле изначальное великолепие (и удостоился Europa Nostra Prize за качество реставрации) и открыл залы для публики в 2010 году. Здесь хранится семейная коллекция искусства и антиквариата (около четырех сотен экспонатов), здесь же проводятся зрелищные кураторские проекты. Недавно в центре завершилась выставка, посвященная влиянию на искусство декора с работами таких звезд, как Даниель Бюрен, Марсель Бродхарс, Латифа Эшак и Джефф Кунс. А в будущем под кураторством Ханса Ульриха Обриста пройдет выставка «Глобальность» — крупный проект, посвященный мультикультурализму и взаимопроникновению культур. Можно ли найти для него лучшее место, чем дом фонда, основатели которого живут и работают по всему миру, от Швейцарии до Ливана?

Павильон Армении
Негасимое пламя
13 мая – 26 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+