В этом году в армянском павильоне на Венецианской биеннале нашли свое совсем не метафорическое выражение самые пламенные художественные порывы. Брюссельский скульптор и художник родом из Армении, сооснователь фонда Boghossian Foundation Жан Богоссян сразу на двух площадках, в Армянском колледже Мурата — Рафаэляна и в церкви Санта-Кроче дельи Армени, показывает серию работ под названием «Негасимое пламя», для создания которых он использовал огонь и дым.
Оставленные языками пламени узоры отсылают одновременно и к абстрактным экспрессионистам, в том числе к любимым автором Джексону Поллоку и Джоан Митчелл, и к пожароопасным перформансам группы Claire Fontaine, когда они сжигали выложенные спичками силуэты стран, пребывающих в состоянии экономического коллапса. Техника, приобретающая популярность и в дизайне (жженая мебель Мартена Баса), здесь становится метафорой артистической пылкости и невероятной увлеченности своим делом.
Последнее характеризует всю семью художника — известных коллекционеров антиквариата, ценителей искусства и ювелиров, основавших в 1992 году культурный фонд Boghossian Foundation.
Начало же семейному ювелирному бизнесу было положено еще в XIX веке. Ювелир в третьем поколении, Оганес Богоссян в 1919 году покинул опасную в то время для армянской общины Турцию и открыл небольшую мастерскую в Алеппо (Сирия), а позднее — сеть магазинов в Бейруте (Ливан). В середине 1970-х его внуки Жан и Альберт перебрались в Европу, где одними из первых стали создавать украшения с цветными драгоценными камнями, привезенными из экзотических тогда Бразилии, Бирмы, Индии и Таиланда. С тех пор оригинальное смешение западной и восточной культур безошибочно читается во всех изделиях Boghossian, а использование новых приемов и необычных техник стало их визитной карточкой. К примеру, вдохновением для коллекции «Искусство инкрустации» послужила техника оформления дворца Тадж-Махал «камень в камне». Сегодня в этой технике выпускается лишь около 30 изделий в год. Художественное видение коллекции продолжают определять искусство Индии эпохи Великих Моголов, орнаменты ваз китайской династии Мин, а также собрание старинных предметов «модного обихода»: несколько сотен шкатулок, заколок, часов, пудрениц, брошей и других антикварных прелестей, которые являются частью семейного наследия в сокровищнице фонда Boghossian Foundation.
Помимо продвижения искусства, фонд занимается многочисленными образовательными и социальными проектами. Благодаря ему в бейрутском Университете Святого Иосифа появился фотоцентр с коллекцией из 7 тыс. снимков. В 2012 году была основана премия в сфере современного искусства Boghossian Foundation Prize, которая с тех пор ежегодно вручается в Ливане и в конкурсе на которую еще можно поучаствовать, отправив заявку до 10 октября. Призовой фонд в $10 тыс. дополняется возможностью сделать выставку в брюссельском Boghossian Foundation — на вилле Ампан. О ней стоит сказать отдельно.
Слияние или соединение культур — идейная константа фонда нашла здесь свое максимальное художественное воплощение. Особняк 1935 года в стиле ар-деко, который барон Луи Ампан завещал государству для создания в нем музея современного искусства, в разное время занимало то посольство СССР, то сквотеры-вандалы. Фонд вернул вилле изначальное великолепие (и удостоился Europa Nostra Prize за качество реставрации) и открыл залы для публики в 2010 году. Здесь хранится семейная коллекция искусства и антиквариата (около четырех сотен экспонатов), здесь же проводятся зрелищные кураторские проекты. Недавно в центре завершилась выставка, посвященная влиянию на искусство декора с работами таких звезд, как Даниель Бюрен, Марсель Бродхарс, Латифа Эшак и Джефф Кунс. А в будущем под кураторством Ханса Ульриха Обриста пройдет выставка «Глобальность» — крупный проект, посвященный мультикультурализму и взаимопроникновению культур. Можно ли найти для него лучшее место, чем дом фонда, основатели которого живут и работают по всему миру, от Швейцарии до Ливана?
Павильон Армении
Негасимое пламя
13 мая – 26 ноября