Ювелирные изделия — младшие братья в мире искусства, не то украшения, не то скульптуры. Но на выставке «Медуза. Бижутерия и табу» в Музее современного искусства города Парижа проблемы самоидентификации у них точно не будет. Здесь правит бал ювелирное искусство во всей красе: на выставку съедется около 300 экспонатов из лучших музейных коллекций и частных собраний. В своих доказательствах ее куратор Анн Дрессен исходит от противного: отталкивается от некоего расхожего мнения, бытующего в отношении ювелирных изделий, чтобы в итоге наглядно его опровергнуть. Но даже если ее доводы кого-то и не убедят, сама подборка — уже событие. Такая компания собирается не каждый день: от античных колье с диадемами до ювелирных шедевров за подписью больших художников и дизайнеров.
Роман искусства с украшениями в XX веке закрутили сюрреалисты. Мерет Оппенгейм одевала в мех все, что попадалось под руку. Ман Рэй и Сальвадор Дали создавали уменьшенные копии своих произведений. Так, первый брошью сделал тонкие губы любимой Ли Миллер, второй — пухлые губы Мэй Уэст. Страстным дизайнером был и плодовитый Пабло Пикассо. На медальонах из золота и простого камня он нацарапывал кривые рожицы, создавал колье по подобию античных, а после смерти его возлюбленной Доры Маар была обнаружена целая коллекция, ей посвященная: броши, подвески, кольца, часы. Серьги-мобили из проволоки Александра Колдера носила Пегги Гуггенхайм, которая была уверена, что никто, кроме нее, ни за что не согласится их надеть. И ошиблась. Сегодня скрученные проволоки Колдера в цене.
Крупнейшие дизайнеры ХХ века также экспериментировали с ювелирными украшениями. В сборной дизайнеров ювелирных изделий исторические гранды haute joaillerie с Вандомской площади Cartier или Van Cleef & Arpels играют на одном поле с футуристическими колье-ошейниками и трубами Гейса Баккера или браслетами-кандалами Софи Ханагарт. Рене Лалик начал использовать для своих украшений неблагородные материалы, еще и давая волю фантазии, превращая бабочек и стрекоз, маки и розы в нежнейшие серьги и броши. Да, без бриллиантов, зато какая красота! Объем, необычные цветовые комбинации и материалы — эта формула безотказно работает до сих пор.
Музей современного искусства города Парижа
Медуза. Бижутерия и табу
19 мая – 5 ноября