18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лидерами аукционов импрессионизма и модернизма в Нью-Йорке стали Бранкузи, Пикассо и Малевич

Коллекционеры из Азии, США и России охотятся за кубизмом, русским авангардом и модернистской скульптурой начала ХХ века, а импрессионисты ушли в тень

Большую аукционную неделю в Нью-Йорке открыл 15 мая Christie’s вечерними торгами «Искусство импрессионизма и модернизма». В общей сложности они принесли $289 млн (все цены указаны с учетом комиссионных сборов). Представители аукционного дома сообщили, что это лучший результат в данной категории за семь лет. В то же время по сравнению с последними крупными торгами Christie’s в этой категории — мартовским аукционом в Лондоне — несколько снизилась доля проданных лотов: 78% против 91%.

Самым дорогим лотом Christie’s стала бронзовая скульптура 1913 года Константина Бранкузи «Спящая муза», которая ушла с молотка за $57,4 млн. Это новый рекорд цены для произведений известного французского скульптора румынского происхождения, одного из ярких представителей Парижской школы. «Спящая муза» — первая работа художника из серии скульптур в форме яйца, своего рода визитной карточки Бранкузи и ключевого образа абстрактной скульптуры. Существует шесть версий этой скульптуры, выполненных в бронзе; они хранятся в собраниях Центра Помпиду в Париже, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Чикагского института искусств и в частных коллекциях.

Несколько коллекционеров боролись за портрет легендарной музы Пабло Пикассо Доры Маар, и в итоге его «Сидящая женщина в голубом платье» 1939 года ушла за $45 млн неизвестному покупателю, участвовавшему в аукционе по телефону через Ребекку Вэй, главу Christie’s в Азии. Последнее обстоятельство позволило некоторым наблюдателям предположить, что картина досталась азиатскому коллекционеру.

В остальном атмосферу в зале едва ли можно было назвать оживленной, и лоты уходили по вполне ожидаемым ценам. Впрочем, руководитель отдела продаж Christie’s Джессика Фертиг назвала этот аукцион «великой ночью кубизма», говоря о впечатляющих результатах продаж «Столика» Жоржа Брака за $10,1 млн при эстимейте $4–6 млн и композиции Василия Кандинского 1925 года за $8,3 млн при предварительной оценке $5–7 млн. Ложкой дегтя в этом ряду стало отсутствие конкуренции за «Натюрморт с механическими элементами» Фернана Леже; в итоге картина досталась единственному заинтересованному покупателю за $11,4 млн.

На торгах в сегменте импрессионизма и модернизма в последние годы стабильно лидирует модернизм, то есть искусство начала ХХ века, именно там случается подавляющее большинство громких продаж и рекордов. Что касается произведений импрессионистов, то на аукционе Christie’s в понедельник можно было отметить разве что продажу пейзажа Клода Моне за скромные для художника $4,7 млн. Изображение той же дороги в Лувесьене, сделанное примерно в то же время (около 1870 года) Камилем Писсарро, осталось непроданным.

На следующий день, 16 мая, состоялись вечерние торги импрессионистов и модернистов Sotheby’s, которые прошли куда более энергично, но принесли аукционному дому значительно меньше — $173,8 млн. Результат получился менее значительным, чем у конкурента, в первую очередь из-за того, что в последний момент с торгов сняли картину Эгона Шиле, на которую в Sotheby’s делали основную ставку (ранняя работа австрийского экспрессиониста «Даная», написанная в 1909 году, оценивалась в диапазоне от $30 млн до $40 млн). В итоге самым дорогим лотом стала «Супрематическая композиция с плоскостью в проекции» Казимира Малевича, которая ушла с молотка за $21,2 млн. Международный директор отдела импрессионизма и модернизма Sotheby’s Саймон Шоу отметил, что за картину 1915 года бились коллекционеры аж с трех континентов. Финальная ставка в $18,6 млн сорвала овации. Говоря об итогах аукциона, Шоу отметил, что он в восторге от той борьбы, которая развернулась в зале: в среднем за каждый лот сражались четверо покупателей. «Торги шли уверенно, а публика была интернациональной», — сказал он.

Ожесточенная битва развернулась за бронзовую скульптуру сюрреалиста Макса Эрнста: аукционист принимал ставки сразу от десяти претендентов в разных частях зала, и в конце концов цена на работу выросла до рекордных для художника $16 млн, намного превысив предварительную оценку в $4–6 млн. Победителем стал покупатель, торговавшийся по телефону.

Вообще последние пару дней оказались удачными для скульпторов модернизма. Новый рекорд был установлен на произведение Диего Джакометти, швейцарского архитектора и дизайнера, младшего брата прославленного скульптора Альберто Джакометти. Книжный шкаф Диего Джакометти вызвал ажиотаж среди покупателей, поднявших цену на него до $6,3 млн при эстимейте $2–3 млн.

Так же, как и на Christie’s, в разделе импрессионистов Sotheby’s не случилось ничего примечательного: опять Клод Моне, чьи очередные «Кувшинки» еле-еле дотянули до нижнего эстимейта в $14 млн.

Неделя крупнейших торгов в Нью-Йорке продолжается. Посмотрим, как в ближайшие дни пройдут вечерние аукционы современного искусства.

Материалы по теме:
Топ-лоты майских аукционов
Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+