18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Мертвая вода Вены

№53
Материал из газеты

В начале ХХ века столица Австро-Венгерской империи стала одним из главных культурных центров мира. Большую роль в этом играло еврейское сообщество, которое, видимо, именно поэтому и невзлюбил Адольф Гитлер. Его неудачная юность проходила на фоне расцвета декадентского великолепия и чужих успехов

Два документальных исследования, почти одновременно переведенные на русский, фактически продолжают друг друга. «Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности» — рассказ об имперской столице эпохи модерна глазами бездарного художника и лузера. «Наша Вена. „Ариизация“ по-австрийски» — путеводитель по «еврейской» Вене 1930-х, повествующий в том числе о коллекциях искусства, отнятых у владельцев и не возвращенных их потомкам до сих пор.

Могут ли искусство и культурная среда сформировать диктатора? Историк Бригитта Хаманн, автор «Гитлера в Вене», убеждена, что да. Она описывает столицу империи накануне Первой мировой такой, какой ее видит провинциал, живущий на копейки. И это не Вена fin de siècle, город Зигмунда Фрейда, Густава Малера и Артура Шницлера, но город «маленьких людей», ютящихся в мужских общежитиях, обиженных женщинами и властью, не понимающих интеллектуалов, считающих культуру модерна слишком интернациональной, восприимчивых к теориям расового превосходства над теми, кто эту культуру создает.

«„Избранничество“ этих людей, — пишет Хаманн, — в том, что в столице громадной империи, этого „расового Вавилона“ они были не славянами или евреями, но имели честь принадлежать к „благородному немецкому народу“». Ненависть к чехам и евреям, олицетворявшая абсолютное неприятие Гитлером инородцев, начинается в его юности в Линце, но в Вене оформляется окончательно.

Неудачная попытка поступления в 1907-м в Академию изобразительных искусств (оплот консерваторов, как называл ее Оскар Кокошка), безуспешные опыты музыкального сочинительства, мечты об архитектуре, снова провал в академии… И тут же знаменитая выставка венских модернистов, организованная Густавом Климтом в Концертхаусе (1908), вернисажи в Кунстшау («Павильон с моими работами стал для венской публики „комнатой ужасов“», — пишет о ней Кокошка), дебют Эгона Шиле, выставка Поля Гогена… И тут же описывается реакция на все это молодого Гитлера, формирование его вкусов, трансформировавшихся в главную культурную мечту диктатора — Линцский музей. Это для него ограбят музеи Вены и десятки частных коллекций и потратят к концу 1944 года из обнищавшего германского бюджета 92,6 млн марок. «Вене, — утверждал рейхсканцлер, потерявший связь с реальностью, — я не дам ни пфеннига, и империя тоже ничего не даст».
Если «Гитлер в Вене» впервые была опубликована в Австрии, то скандальное исследование Тины Вальцер, специалиста по социальной истории и некрополистике, и историка архитектуры Штефана Темпля «Наша Вена. „Ариизация“ по-австрийски» первоначально вышло в Берлине. Австрийцев это издание до сих пор эпатирует, поскольку в нем рассказывается не только об истории бандитской экспроприации, но и о современных ее последствиях. О том, что награбленное не возвращено и венцы, живущие в отнятых домах, владеющие крадеными фабриками, клиниками, газетами и магазинами, любующиеся дома и в музеях ворованным искусством, до сих пор не раскаялись.

Австрия ловко представила себя жертвой войны, суды отказывают наследникам выживших жертв, признавая законными акты нацистской эпохи. В книге описываются бесконечные торги 1940-х вполне респектабельного сегодня аукционного дома Dorotheum, через который массово реализовывалось ариизированное искусство, не считавшееся «дегенеративным». Например, полотна Шиле, принадлежавшие Женни Штайнер, а сегодня висящие в Музее Леопольда, в Новой галерее Линца. И в Художественно-историческом музее Вены, и в Альбертине такие работы тоже есть.

Коллекционеры попадали в Дахау, а те, кто торговал их вещами, становились после войны директорами музеев. Самые абсурдные сюжеты рассказывают о знаменитом колесе обозрения на Пратере — символе Вены, до 1939 года принадлежавшем Эдуарду Штайнеру, погибшему в Освенциме. А еще о подчищенных метрических книгах прихода Святого Стефана: оттуда убрали страницы с еврейскими предками «короля вальсов». Да-да, того самого Иоганна Штрауса, «ариизировав» и сына, и отца, но потомков оставив евреями. И таким образом, лишив их как наследства, так и перспектив.

«Наша Вена» — две книги в одной. Сначала идет описание механизма экспроприации и карикатурной последующей «реституции», а вторая часть — каталог потерь со ссылками на архивы и прочие источники, путеводитель по утраченному счастью и исчезнувшему городу. Несуществующему даже не потому, что был разрушен: большая часть этих вилл, галерей, промышленных зданий, отелей как раз сохранилась (хотя что-то уничтожили уже в 1960-е сознательно, чтобы не возвращать). Та Вена умерла, потому что исчезли люди, не только ее финансировавшие, но и создавшие. А те, кто занял их место, не были наказаны, и никто не признал своей вины.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+