Самые популярные выставочные проекты двух столиц достаточно символично распределились между историей и искусством. На первое место здесь вышла эрмитажная «Византия сквозь века» — эффектный музейный блокбастер, в котором история иллюстрируется артефактами культуры, а на последнем (в полусотне) оказалось «Солнце в зените» — ретроспектива Таира Салахова, классика «сурового стиля», в Новой Третьяковке. Культура точно так же спорит с искусством в первой десятке: сюда попали две ретроспективы Ивана Айвазовского (в Третьяковке и в Русском музее), выставки Василия Кандинского и Льва Бакста, монографические проекты «Круг Петрова-Водкина» и «Мое я. Автопортрет в собрании Русского музея» (все четыре — в Русском музее). Все они конкурируют с мемориальной экспозицией «Россия — моя история. 1945–2016» (московский «Манеж»), выставками «Элегантность и роскошь ар деко. Институт костюма Киото, ювелирные дома Cartier и Van Cleef & Arpels» (Музеи Московского Кремля), «Екатерина II и Станислав Август. Два просвещенных правителя» (Эрмитаж), что говорит о том, что, даже любуясь искусством, россияне не забывают интересоваться своими и чужими истоками, предметами самых разных эпох и стилей. Эммануил Кант, называвший эстетическое чувство «незаинтересованным удовольствием», не был знаком с сегодняшней публикой с нашим утилитарным подходом буквально ко всему, в том числе к культпоходам в музеи.