18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Готика в России, новое Средневековье и орден мопса

На международной конференции «Василий Баженов и греко-готический вкус» в фонде IN ARTIBUS обсудили обаяние готики — от первых сооружений в Англии и Франции до влияния на модные коллекции Александра Маккуина

Конференция прошла 18 мая среди живописи, графики и скульптуры — экспонатов выставки «Готика Просвещения», часть которых входит в коллекцию основательницы фонда IN ARTIBUS Инны Баженовой. Над зрительскими местами возвышалась загадочная статуя Минервы 1790 года, задавая встрече необходимый тон.

«Готика никогда не кончалась», — так начал свое выступление открывший конференцию историк архитектуры, профессор МАРХИ Дмитрий Швидковский. Показывая слушателям элементы Руанского и Миланского соборов, церкви Сант-Эсташ в Париже, он очертил хронологию неоготики в архитектуре, причины и стадии ее формирования. Триумфом воплощения готики в архитектуре, продолжил он, является Оксфорд. Профессор вспомнил историю с солнечными часами работы Кристофера Рена — символом космического времени, который никак не мог найти себе места. По легенде, профессор Оксфордского университета Джони Хинопс завещал огромное состояние колледжу при условии, что часы вернутся на готический передний двор, где мастер первоначально укрепил их. Но Хинопс умер, и от его миллионов отказались, только чтобы не снимать часы со стены барочной библиотеки. «Оксфордский мир — это грандиозный кроссворд, куда историки архитектуры вписывают названия неоготических течений по крайней мере четырех столетий».

Зарубежный экскурс по неоготике подытожил обзор замка Строберри-Хилл Горация Уолпола. «Это как раз пример готики Просвещения, которая очень литературна. В говорящую историю в ней соединяются самые разные элементы апсид, башен, фасадов». Швидковский напомнил, что множество русских усадеб было построено именно в духе готических соборов Англии, даже «Спасская башня была завершена архитектором Кристофером Галоувеем и представляет готику, собранную из одних классических элементов». Неоготика Нееловых заимствовала находки замка Строберри-Хилл, дворец Румянцева-Задунайского в Вишенках и Чечерская ратуша в Белоруссии — находки Роберта Адама.

Следующий выступавший рассказал о невероятных взаимоотношениях Екатерины II и Василия Баженова, завершив свой доклад описанием символики некоторых архитектурных деталей усадьбы Царицыно. К примеру, трактовки виноградной лозы на царицынских Фигурных воротах не в духе масонства, которым Баженов так увлекался, а через евангельскую строку «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (эскиз ворот представлен во второй части выставки, в Музее архитектуры им. Щусева). В зале так никто и не спросил, можно ли и фигурки мопсов, которые до середины XIX века украшали колонны ворот, намекая на ложу ордена мопса XVIII века, тоже трактовать через Евангелие, зато во время перерыва «Портрет молодого человека с мопсом» Ивана Смирновского собрал больше половины слушателей.

Продолжил заседание один из кураторов выставки «Готика Просвещения» и автор ее идеи Сергей Хачатуров. Рассказ о вдохновившей его выставке 2015 года Gothic Imagination в Британской библиотеке, фактически первой, столь полно описавшей стиль, оказался емким перечислением направлений, в которых готика проявляется сегодня — от беллетристики про вампиров, актера Дэниела Рэдклиффа, выросшего из героя готической сказки (фильмы о Гарри Поттере) в персонажа готической новеллы (фильм «Женщина в черном»), до модных показов Александра Маккуина и фестиваля готов в Уитби. По мнению Хачатурова, в России природа готики более обострена, что, в частности, доказывают и проекты Баженова. «Готическая меланхолия, страсти, эстетические парадоксы близки мировоззрению сегодняшнего человека с его разбалансированным миропониманием, желанием приблизиться к настоящим чувствам сквозь медийные трафареты и манипуляции сознанием». Сергей Хачатуров упомянул о самых первых опытах обращения к «готическому вкусу» в России (театральная декорация Василия Баженова и нарисованная Иваном Ивановым Башня-руина Фельтена), о макетах старорусских дворцов, напоминающих образы с картин Аристарха Лентулова или Казимира Малевича, о личности самого Баженова, «который был сумасшедшим, ломающим все каноны, и самоубийцей в общении с монархами». Еще раз описав логику выставочного проекта, он добавил, что главное качество готики сегодня — «метафикшен». Это значит приоритет фрагмента, мистификация, незавершенность и клиповость, заимствованные из готического романа с его конструкцией рассказа в рассказе и симуляцией текстов документов разных эпох. Чтобы убедиться в этом, искусствовед посоветовал немедленно познакомиться со ставшим бестселлером романом Марка Данилевского «Дом листьев».

В рамках конференции в этот день говорили о театральности русского готического мирочувствования, о готических скульптурных формах, отражении стиля в церковной иконографии и советской архитектуре. Завершилось заседание приглашением на большой международный конгресс «Готика и модернизм», который пройдет в июне в Рейксмузеуме и станет третьим после Британии и России проектом, посвященным готическому стилю, его логичным завершением.

После официальной части собравшиеся поздравили куратора Сергея Хачатурова с днем рождения тортом в виде готический арки Пиранези. Как и положено искусствоведам и архитекторам, сначала торт обсудили с архитектурной точки зрения и только после этого попробовали.

Выставка «Готика просвещения» продлится в фонде IN ARTUBUS до 30 июля.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+