18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жан-Мишель Баскиа вошел в десятку самых дорогих художников мира

Новый рекорд на рынке современного искусства был установлен на вечерних торгах Sotheby’s 17 мая: японский миллиардер выложил за монументальное полотно Баскиа $110,5 млн

Мир никогда не будет прежним: впервые на публичных торгах отметку $100 млн преодолело не произведение почтенного классика (живого или мертвого) послевоенной живописи вроде Фрэнсиса Бэкона, а работа представителя стрит-арта, граффитиста Жан-Мишеля Баскиа. Он вошел в десятку самых дорогих художников мира по итогам публичных торгов, обойдя Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, а также Герхарда Рихтера и Джеффа Кунса. Это самая дорогая работа в категории произведений, созданных после 1980 года.

Но обо всем по порядку. Насыщенная неделя вечерних торгов в Нью-Йорке продолжилась в среду аукционом послевоенного и современного искусства Christie’s, суммарная выручка которого составила внушительные $448 млн. Из 71 лота, выставленного на торги, не нашли покупателя всего 3 — не считая 2 работ, снятых с аукциона перед самым его началом. За этот вечер были установлены ценовые рекорды для пяти художников сразу: для Ман Рэя, Дэвида Салле, Роберта Гобера, Рудольфа Стингела и Марка Гротьяна.

Картина 1962 года американского художника Сая Твомбли «Леда и лебедь» стала топ-лотом Christie’s, ее финальная цена составила $52,9 млн (все цены указаны с учетом комиссии аукционного дома). За работу, созданную художником после того, как он переехал из Нью-Йорка в Рим, развернулась ожесточенная борьба между покупателями на телефоне, но особенного накала атмосфера достигла в тот момент, когда на ставке $45 млн в торги за лот неожиданно включился присутствовавший в зале галерист Ларри Гагосян, которому картина в итоге и досталась. Более размеренно прошли торги за «Три этюда Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона: три соперничавших участника подняли цену на эту работу до $51,8 млн буквально за три минуты. Владельцем триптиха в свое время был английский писатель Роальд Даль. Со значительным превышением верхнего эстимейта была продана «Тайная вечеря» Энди Уорхола. Написанная всего за год до смерти художника картина ушла с молотка за $18,7 млн. Арт-дилер Гарри Блейн, основатель спонсировавшейся Christie’s галереи современного искусства Haunch of Venison (закрылась в 2013 году), назвал аукцион вполне удачным. «Участники активно торговались, но до разумного предела, а не сходили с ума и взвинчивали цены. Это хорошо и для рынка в целом, и для художников», — отметил он.

Завершилась неделя ударным аукционом современного искусства Sotheby’s вечером 17 мая, он принес в общей сложности $319,2 млн. Треть выручки аукциону обеспечила потрясающая воображение продажа безымянной работы 1982 года Жан-Мишеля Баскиа за $110,5 млн (почти вдвое больше, чем предыдущий ценовой рекорд художника). Монументальное полотно приобрел японский миллиардер, основатель крупнейшего в Японии интернет-магазина дизайнерской одежды Юсаку Маэдзава. Торги по этому лоту начались с $57 млн (на тот момент еще рекордной цены для художника), и за десять минут ставки выросли почти вдвое благодаря усилиями покупателей в зале и телефонных участников. Напомним: незадолго до аукциона представители Sotheby’s высказывали мнение, что картина имеет все шансы уйти за $60 млн. Результат превзошел все прогнозы.

Баскиа стал самым неожиданным, но не единственным рекордом этого вечера. Новые рекорды были установлены на произведения Вольфганга Тильманса, Миры Шендель, Блинки Палермо, Такео Ямагучи, Кита Харинга и Йонаса Вуда («Черный натюрморт» последнего ушел за $950 тыс., почти втрое выше верхнего эстимейта!). Впрочем, большинство присутствовавших в зале пришли посмотреть на то, как будут продавать лот № 24, Баскиа, и удалились почти сразу после этого, не обращая внимание ни на то, как работа Кита Харинга ушла за $5,6 млн, ни на то, как другая вещь Баскиа была продана за $5,1 млн.

«На рынок пришло новое поколение миллиардеров, готовых платить любые деньги за определенных художников, независимо от уровня работы. Сегодняшний вечер доказал, что настоящий рынок сейчас — это рынок современного искусства, все остальное (импрессионисты, модернисты) — лишь нишевые области», — считает арт-дилер Дэвид Низенсон.

Тем же вечером состоялись торги современного искусства Phillips, которые собрали $110,3 млн. Впрочем, здесь впечатляет не столько сумма, сколько то обстоятельство, что на аукционе были проданы все до единого лоты (их было 37) и установлены 3 ценовых рекорда: на живопись Николь Эйзенман и Питера Дойга (последний стал самым дорогим ныне живущим британским художником по версии аукционов, его пейзаж был продан за $25 млн), а также на скульптуру Роя Лихтенштейна ($9 млн).

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+