18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Жан-Мишель Баскиа вошел в десятку самых дорогих художников мира

Новый рекорд на рынке современного искусства был установлен на вечерних торгах Sotheby’s 17 мая: японский миллиардер выложил за монументальное полотно Баскиа $110,5 млн

Мир никогда не будет прежним: впервые на публичных торгах отметку $100 млн преодолело не произведение почтенного классика (живого или мертвого) послевоенной живописи вроде Фрэнсиса Бэкона, а работа представителя стрит-арта, граффитиста Жан-Мишеля Баскиа. Он вошел в десятку самых дорогих художников мира по итогам публичных торгов, обойдя Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, а также Герхарда Рихтера и Джеффа Кунса. Это самая дорогая работа в категории произведений, созданных после 1980 года.

Но обо всем по порядку. Насыщенная неделя вечерних торгов в Нью-Йорке продолжилась в среду аукционом послевоенного и современного искусства Christie’s, суммарная выручка которого составила внушительные $448 млн. Из 71 лота, выставленного на торги, не нашли покупателя всего 3 — не считая 2 работ, снятых с аукциона перед самым его началом. За этот вечер были установлены ценовые рекорды для пяти художников сразу: для Ман Рэя, Дэвида Салле, Роберта Гобера, Рудольфа Стингела и Марка Гротьяна.

Картина 1962 года американского художника Сая Твомбли «Леда и лебедь» стала топ-лотом Christie’s, ее финальная цена составила $52,9 млн (все цены указаны с учетом комиссии аукционного дома). За работу, созданную художником после того, как он переехал из Нью-Йорка в Рим, развернулась ожесточенная борьба между покупателями на телефоне, но особенного накала атмосфера достигла в тот момент, когда на ставке $45 млн в торги за лот неожиданно включился присутствовавший в зале галерист Ларри Гагосян, которому картина в итоге и досталась. Более размеренно прошли торги за «Три этюда Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона: три соперничавших участника подняли цену на эту работу до $51,8 млн буквально за три минуты. Владельцем триптиха в свое время был английский писатель Роальд Даль. Со значительным превышением верхнего эстимейта была продана «Тайная вечеря» Энди Уорхола. Написанная всего за год до смерти художника картина ушла с молотка за $18,7 млн. Арт-дилер Гарри Блейн, основатель спонсировавшейся Christie’s галереи современного искусства Haunch of Venison (закрылась в 2013 году), назвал аукцион вполне удачным. «Участники активно торговались, но до разумного предела, а не сходили с ума и взвинчивали цены. Это хорошо и для рынка в целом, и для художников», — отметил он.

Завершилась неделя ударным аукционом современного искусства Sotheby’s вечером 17 мая, он принес в общей сложности $319,2 млн. Треть выручки аукциону обеспечила потрясающая воображение продажа безымянной работы 1982 года Жан-Мишеля Баскиа за $110,5 млн (почти вдвое больше, чем предыдущий ценовой рекорд художника). Монументальное полотно приобрел японский миллиардер, основатель крупнейшего в Японии интернет-магазина дизайнерской одежды Юсаку Маэдзава. Торги по этому лоту начались с $57 млн (на тот момент еще рекордной цены для художника), и за десять минут ставки выросли почти вдвое благодаря усилиями покупателей в зале и телефонных участников. Напомним: незадолго до аукциона представители Sotheby’s высказывали мнение, что картина имеет все шансы уйти за $60 млн. Результат превзошел все прогнозы.

Баскиа стал самым неожиданным, но не единственным рекордом этого вечера. Новые рекорды были установлены на произведения Вольфганга Тильманса, Миры Шендель, Блинки Палермо, Такео Ямагучи, Кита Харинга и Йонаса Вуда («Черный натюрморт» последнего ушел за $950 тыс., почти втрое выше верхнего эстимейта!). Впрочем, большинство присутствовавших в зале пришли посмотреть на то, как будут продавать лот № 24, Баскиа, и удалились почти сразу после этого, не обращая внимание ни на то, как работа Кита Харинга ушла за $5,6 млн, ни на то, как другая вещь Баскиа была продана за $5,1 млн.

«На рынок пришло новое поколение миллиардеров, готовых платить любые деньги за определенных художников, независимо от уровня работы. Сегодняшний вечер доказал, что настоящий рынок сейчас — это рынок современного искусства, все остальное (импрессионисты, модернисты) — лишь нишевые области», — считает арт-дилер Дэвид Низенсон.

Тем же вечером состоялись торги современного искусства Phillips, которые собрали $110,3 млн. Впрочем, здесь впечатляет не столько сумма, сколько то обстоятельство, что на аукционе были проданы все до единого лоты (их было 37) и установлены 3 ценовых рекорда: на живопись Николь Эйзенман и Питера Дойга (последний стал самым дорогим ныне живущим британским художником по версии аукционов, его пейзаж был продан за $25 млн), а также на скульптуру Роя Лихтенштейна ($9 млн).

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+