18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

100 самых посещаемых музеев мира в 2016 году

№53
Материал из газеты

Музеи Старого и Нового Света соревнуются друг с другом. Лувр, как всегда, впереди всех, Эрмитаж твердо держится за место в топ-десятке

Ежегодный рейтинг The Art Newspaper собрал сведения по крупнейшим музеям мира за 2016 год и выявил закономерности. Лувр, невзирая ни на какие террористические атаки, по-прежнему самый посещаемый музей мира. Метрополитен-музей (Нью-Йорк) вытеснил со второй строчки Британский музей (Лондон), Музеи Ватикана пропустили вперед себя лондонскую Национальную галерею. Государственный Эрмитаж твердо держится в первой десятке, а Центр искусства королевы Софии (Мадрид) успел впрыгнуть в последний вагон.

МоМА и Метрополитен-музею пришлось подвинуться

Музей американского искусства Уитни, в 2015 году переехавший в новое здание в центре Манхэттена, заставил потесниться традиционно главенствующих в Нью-Йорке Музей современного искусства (МоМА) и Метрополитен-музей. В Музее Уитни прошли пять из десяти наиболее посещаемых нью-йоркских выставок 2016 года.

Однако, несмотря на стремительный взлет Музея Уитни, МоМА и Метрополитен остаются лидерами среди нью-йоркских музеев. На первом месте по-прежнему МоМА — благодаря сотрудникам, которые каждый день на протяжении длинного уик-энда в октябре исполняли постановку французского хореографа Жерома Беля. Это представление привлекало до 6,8 тыс. человек в день. Проходившую там же более традиционную выставку «Скульптура Пикассо», организованную совместно с парижским Музеем Пикассо, ежедневно посещало около 5,9 тыс. человек.

Париж и Брюссель сбавляют обороты, Мадрид на взлете

Уменьшение потока зарубежных туристов после серии террористических актов продолжает влиять на посещаемость Лувра, однако он по-прежнему возглавляет список самых популярных музеев мира с 7,4 млн посетителей в 2016 году (в 2015-м этот показатель равнялся 8,6 млн). С 2014 года посещаемость главного французского музея снизилась почти на 2 млн человек, что означает существенное снижение доходов от продажи билетов — в то время как расходы на обеспечение безопасности публики резко возросли. Посещаемость Музея Орсе также снизилась с 3,4 млн в 2015 году до 3 млн в году минувшем. А вот Центр Помпиду, отмечающий в этом году свое 40-летие, меньше зависит от туристов из США, Китая и других стран. Его посещаемость в 2016-м выросла на 275 тыс. человек и составила 3,3 млн.

Террористические акты в Брюсселе в марте прошлого года также, по-видимому, сказались на численности посетителей Королевских музеев изящных искусств, в состав которых входит несколько площадок, в том числе Музей Магритта и Музей современного искусства. Посещаемость бельгийского музейного кластера упала более чем на четверть — с 776 тыс. человек в 2015 году до 497 тыс. в 2016-м.

А вот крупнейшие музеи Мадрида, наоборот, на подъеме. В 2016 году Центр искусства королевы Софии посетило на 400 тыс. человек больше (3,7 млн), чем в 2015-м, а Прадо преодолел 3-миллионный порог, чего ему не удавалось сделать с 2012 года. Около 600 тыс. человек — или пятая часть от общего числа посетителей за год — пришли в Прадо на масштабную выставку «Иероним Босх», приуроченную к 500-летию со дня смерти художника.

Успехи и поражения в Лондоне

Небольшое снижение числа посетителей Британского музея и увеличение посещаемости Метрополитен-музея означают, что Лондон и Нью-Йорк сейчас идут ноздря в ноздрю. Метрополитен не разделяет посещаемость трех своих площадок: главной на Пятой авеню, Клойстерс в Верхнем Манхэттене и открывшегося в прошлом году Метрополитен-Бройер. Вместе они привлекли рекордные 7 млн человек. А имеющий только одну площадку лондонский Британский музей посетило за прошлый год 6,4 млн зрителей.

Национальная галерея в Лондоне оправилась от забастовок 2015 года, в результате которых многие из ее залов были временно закрыты. С показателем в почти 6,3 млн посетителей она по-прежнему опережает недавно расширившийся Тейт Модерн, общая посещаемость которого составила 5,9 млн человек — его исторический рекорд. По нашим данным, Тейт Модерн остается самым популярным в мире музеем современного искусства и искусства модернизма.

*Звездочкой отмечены институции, располагающиеся в нескольких зданиях. В таблице приведены их суммированные показатели. Отдельные показатели таковы: Национальная галерея Виктории (Международная национальная галерея Виктории — 1 985 005, Центр Йена Поттера: Австралийская национальная галерея Виктории — 683 460); Национальные галереи Шотландии (Национальная галерея Шотландии — 1 544 069, Национальная галерея современного искусства Шотландии — 503 763, Национальная портретная галерея Шотландии — 322 219); Музей Дж. Пола Гетти (Центр Гетти — 1 569 565, Вилла Гетти — 453 902); Художественная галерея Квинсленда/GoMA (Художественная галерея Квинсленда — 572 762, Художественная галерея современного искусства Квинсленда — 667 657). Метрополитен-музей (Метрополитен-музей, Клойстерс, Метрополитен-Бройер) и Музей изобразительных искусств Сан-Франциско (Музей де Янга и Почетный легион) — отдельные данные не предоставлены.

**Данные внесены в версию рейтинга The Art Newspaper по просьбе ГМИИ им.Пушкина

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+