18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зельфира Трегулова: «Успех — это ведь не только посещаемость»

№53
Материал из газеты

Директор Третьяковки рассказала о предстоящих важных выставках, на которые тем не менее не будет очередей

Московская выставка Ивана Айвазовского вошла в десятку самых посещаемых в мире экспозиций за прошлый год. Что значит для Третьяковки это достижение? Можно ли вообще мерить успешность музея посещаемостью?

Вы представляете газету, которая как раз на основе посещаемости делает ежегодный рейтинг популярных выставочных проектов и музеев. Волей-неволей вы придерживаетесь точки зрения, что успех проекта определяется количеством людей, которые его посмотрели.

С одной стороны, это действительно так. Другой вопрос, что иногда очень интересные, достойные проекты недополучают своего зрителя. Это происходит в силу самых разных причин, которые часто с трудом поддаются какой-то систематизации и объяснению. В этом, по-моему, есть элемент непредсказуемости. Да, мы прекрасно понимали, что на выставку Ивана Айвазовского, в особенности после успеха выставки Валентина Серова, придет большое количество людей, но мы не рассчитывали, что будет почти 600 тыс. И конечно, мы не ожидали, что выставку Серова посетит около 500 тыс. человек. При этом я убеждена в том, что цифры посещаемости не могут быть единственным показателем успешности, хоть они и определяют очень многое, в том числе то, как музей работает со зрителем, как рассказывает о своих проектах, как их интерпретирует. Кроме посещаемости, важно обратить внимание на востребованность проекта в обществе, на реакцию СМИ, социальных сетей. Хороший пример — наша выставка Гелия Коржева, которая вызвала самые серьезные обсуждения. Проект «Оттепель» — из того же ряда. Хорошая выставка может и не повлечь за собой огромные очереди и толпы народа.

Вы говорите о посещаемости отдельно взятых проектов, но музей — это больше чем череда проектов…

Конечно, я ведь всегда именно об этом и говорю.

Как привлечь людей в музей? Насколько популярны параллельные программы в Третьяковке: лекции, кинопоказы и так далее?

Наши кинопрограммы в прошлом году посетило 16 тыс. человек — это, на мой взгляд, очень хорошая цифра. Лекции, которые мы проводим вместе с Московской биеннале современного искусства по субботним вечерам, сейчас собирают перед компьютерами аудиторию в 70 тыс. человек. Программе «Ваш ХХ век», которая с этого сезона транслируется на портале «Культура.рф», удается каждый четверг собирать у мониторов 300–400 тыс. человек.

Сколько всего человек посетили Третьяковку в прошлом году и к какому показателю музей стремится в этом?

Во-первых, рост прогнозируется Министерством культуры. Все музеи должны прибавлять каждый год 15% ко всем основным показателям, в том числе к посещаемости и доходу. Но я прекрасно понимаю, что с прошлым, 2016 годом, с выставками Серова, Айвазовского и «Шедеврами Пинакотеки Ватикана», в этом году нам будет очень сложно соревноваться. В первом квартале мы все планы: и по росту доходов, и по привлечению новых зрителей — выполнили. Но дальше, очевидно, нам придется задействовать какие-то иные механизмы привлечения зрителя на наши постоянные экспозиции и программы. Если мы паче чаяния не покажем этот рост в 15%, то в министерстве, думаю, нас поймут. Трудно планировать каждый следующий год таким, каким был исключительный 2016-й. Общее количество посетителей в 2016 году достигло почти 2,33 млн человек. Для сравнения, посещаемость в 2014 году составила 1,38 млн человек.

Складывается ощущение, что все блокбастеры вы уже показали. Как планируете удивлять?

Очень легко пойти по пути создания каждый год выставки, аналогичной показу Айвазовского. И безусловно, есть еще русские художники, которые привлекут огромное внимание ауди­тории. Выставка Василия Верещагина, которую мы делаем в следующем году, а также выставки Архипа Куинджи в Инженерном корпусе и Ильи Репина на Крымском Валу, которые пройдут в 2019 году, наверняка соберут очень много людей. При этом запланированы они были еще до успешной выставки Серова.

Но, повторюсь, наряду с этими большими проектами мы будем проводить те, которые не обречены на успех, но они не менее важны. Например, на выставке «Некто 1917‑й», которую мы откроем в сентябре этого года, будет представлена вся многоголосица, самые различные художественные позиции, отраженные в искусстве, созданном в 1917 году. Это, наверное, не будет выставка-блокбастер, но она важна.

В конце года вместе с Еврейским музеем и центром толерантности мы проведем выставку Эль Лисицкого. Будут показаны абсолютно уникальные работы из Европы и Баку. Впервые в Россию приедут живописные произведения Лисицкого, написанные им в Германии. Сложно в это поверить, но в России живописи Лисицкого нет. И опять же, эта выставка не будет обречена на успех. Но она, на мой взгляд, — одна из важнейших временных экспозиций 2017 года.

Как вообще вы относитесь к рейтингам, подобным тому, который делает The Art Newspaper Russia? Что вы видите за этими цифрами: сильного руководителя, интересные идеи?..

И то и другое. А еще тех людей, которые работали над продвижением проекта и преподнесением его публике. Кроме того, для меня совершенно понятно, что коллектив, достигающий высоких результатов, добивается этого путем невероятного напряжения всех своих сил. Такие люди работают не по должностной инструкции, они воодушевлены тем, что делают, и понимают, что их труд необходим и востребован.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+