С самого начала хочется отметить, что в рейтингах музеев и выставок в принципе нельзя добиться идеальной точности, как, например, в финансовых рейтингах, где иногда можно подсчитать результат с точностью до копеечки.
1. Географический фактор. Участники наших рейтингов изначально находятся в разных стартовых условиях. В ведущие музеи Москвы и Санкт-Петербурга с многолетней историей и мировым именем придет заведомо больше посетителей, чем в художественные собрания областного центра, все население которого в несколько раз меньше, чем число гостей крупного столичного музея за год. К примеру, житель Омска, приехавший в командировку в Санкт-Петербург, с большей долей вероятности посетит Эрмитаж, чем оказавшийся по делам в Омске петербуржец — местный музей изобразительных искусств.
2. Административный фактор. Несколько музеев, определенных в единую структуру, имеют все шансы привлечь в общей сложности больше людей, чем музей-«одиночка». Кроме того, на число посетителей может сильно влиять умение руководства привлекать к своей деятельности внимание широкой публики, спонсоров и прессы.
3. Динамический фактор. Изменения в экспозиции музея, разумеется, привлекают дополнительных посетителей. Мемориальный музей исторического деятеля или знаменитого писателя, как бы ни был велик масштаб его личности, средний турист посещает едва ли не раз в жизни. При этом постоянный посетитель всех крупных выставок Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. Пушкина — частое явление.
4. Ценовой фактор. В какой-то степени он пересекается с административным фактором. Борьба идет не только за интерес, но и за рубль зрителя.
Можно выделить несколько систем ценообразования, действующих в музеях. Самое простое — общий билет, дающий право посмотреть всю экспозицию. В чем-то похож на него так называемый Big Ticket, позволяющий осмотреть несколько экспозиций, например постоянную и одну или пару временных выставок, проходящих в данный момент в музее.
Кроме того, если музей расположен, например, в древнем кремле, парке, усадьбе — словом, на обширной территории, то существует сразу несколько видов билетов для посещения отдельных частей музейного комплекса. Похожая ситуация возникает, когда музейный комплекс объединяет здания, расположенные на значительном расстоянии друг от друга (кто-то может посетить лишь одно, кто-то — несколько или все).
И наконец, существуют варианты бесплатного посещения — как в отдельные дни, так и отдельных выставок. Причем если обычная плата за вход относительно высока, то бесплатный поток посетителей может оказаться значительно больше платного.
5. Статистический фактор. В России используются разные системы учета числа посетителей. В одних музеях их подсчитывают с точностью до человека, в других могут щедро округлить до ровных 100 тыс. А наличие Big Ticket дает представление скорее о числе потенциальных, чем реальных посетителей выставки, вход на которую был открыт для всех пришедших в музей в дни ее проведения. И тогда мы имеем ситуацию с победителем нашего рейтинга художественных выставок в столицах — «Византия сквозь века» в Государственном Эрмитаже: 16 183 (потенциальных) посетителя ежедневно, то есть примерно по одному человеку каждые две секунды.
Чтобы уравновесить влияние всех перечисленных факторов, мы и разделили участников рейтинга по категориям.
Судя по рейтингу самых посещаемых столичных художественных музеев, в 2016 году в России наблюдался настоящий музейный бум. Если состав участников рейтинга изменился по сравнению с 2015 годом не сильно, то в графе «общее число посетителей» мы наблюдаем серьезный прирост по сравнению с позапрошлогодними показателями. Особенно удачные результаты у трех лидеров данного рейтинга: Эрмитажа, Русского музея и Третьяковской галереи. В общей сложности число посетителей трех этих музеев за год выросло на 2,112 млн человек! Число гостей Эрмитажа за год перевалило за отметку 4 млн, а Русского музея и Третьяковской галереи — за 2 млн. За время существования рейтинга TANR все это впервые.
Ростом потока посетителей может похвастать не только первая тройка художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга. Во многих столичных музеях число посетителей за год выросло на 50–150 тыс. человек. При этом в музеях-заповедниках, парках скульптуры, других «музеях с территорией» прирост числа посетителей если и наблюдался, то в основном не такими темпами. Одно из немногих исключений — Парк искусств «Музеон», который в 2016 году посетило 7 млн человек. Это новый рекорд.
Напомним, бесплатный парк с коллекцией современной скульптуры (входящий в коалицию с Парком Горького) расположен в районе Крымской набережной, и на его территории находятся такие посещаемые арт-площадки, как Новая Третьяковка, Центральный дом художника, а через дорогу — популярный Музей современного искусства «Гараж». Не стоит недооценивать и привлекательность новой пешеходной набережной.
Но поскольку «Музеон» не предоставил информации о способе подсчета посетителей, то он вынесен за рамки рейтинга.
Самый сильный прирост числа посетителей в данной категории — у Казанского кремля, в который в 2016 году пришло почти на 800 тыс. человек больше, чем годом ранее. Видимо, музейный бум не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом.
В категории региональных художественных и краеведческих музеев (ее название связано с тем, что некоторые музеи порой сложно однозначно отнести к тем или другим) рост посещаемости также наблюдается, хоть и не в таких масштабах, как в столицах. Многое зависит от того, как толковать данные статистики. Возьмем лидера рейтинга в этой категории — Тамбовский областной краеведческий музей. В 2016 году его посетило 288 708 человек, то есть на 32,6 тыс. человек больше, чем в 2015 году. При этом население Тамбова, по данным за 2016 год, — 288 414 человек. Грубо говоря, годовое число посетителей музея примерно равно численности населения. Ни Санкт-Петербург (население — 5,28 млн человек), ни Москва (официальная цифра — 12,38 млн человек) еще не имеют музея, показывающего подобные результаты.
Как 2015 год был в каком-то смысле «годом Валентина Серова», так 2016‑й можно назвать «годом Ивана Айвазовского», 200-летие со дня рождения которого отметили персональными выставками художника два музея «большой тройки» — Третьяковская галерея и Русский музей.
Да, в рейтинге столичных художественных выставок ретроспективы Айвазовского в этих музеях занимают, соответственно, третье и шестое места. Но за право посмотреть на картины Айвазовского желающие заплатили деньги, тогда как на другие выставки, попавшие в первую пятерку по посещаемости, они приходили по Big Ticket (экспозиции в Эрмитаже) или бесплатно («Россия. Моя история. 1945–2016» в московском Манеже).
Сложно определить число посетителей, побывавших на выставках к 200-летию Айвазовского по бесплатным или льготным билетам, но, если бы все они купили билеты за полную стоимость, то получилось бы 240 млн руб. в Москве и еще 90 млн руб. в Санкт-Петербурге.
Общая аудитория двух выставок составила около 900 тыс. человек. Для сравнения: в Феодосии, где находятся Картинная галерея им. И.К.Айвазовского и дом-музей художника, все музеи города (включая те, которые не связаны с великим маринистом) в 2016 году посетило 316 308 человек — почти втрое меньше, чем две выставки в столицах, длившиеся к тому же в общей сложности семь месяцев.
Музейный бум, на признаки которого указывает статистика, — это в некотором смысле выставочный бум. Публика чаще ходит смотреть что-то новое. С точки зрения цифр дополнительным доказательством этого будет следующий факт. На 44 столичных выставках, попавших в рейтинг 2016 года, число посетителей превышало 1 тыс. человек в день. Год назад подобных выставок было 25. Нынешний рейтинг замыкает выставка с показателем 847 человек в день. Год назад у выставки, занимавшей 50-е место в рейтинге, аналогичный показатель был 195 человек в день.
Отдельно хочется отметить лидера рейтинга региональных выставок — выставку-конкурс «АРТ-Новосибирск. Картина года — 2016». За 16 дней ее посетило 18,5 тыс. человек; 1159 человек в день — вполне столичный показатель. То, что это не просто выставка, а еще и конкурс с денежными премиями победителям, могло заинтересовать как минимум часть посетителей. Наглядный пример умелой работы руководства музея.