18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Побочные продукты поиска философского камня

№53
Материал из газеты

В берлинском Культурфоруме встретились алхимия и искусство

Ожерелье из голубого стекла III–IV веков и полиуретановая скульптура Джеффа Кунса 2013 года «Венера из воздушного шарика для Dom Pérignon». Почему они оказались рядом на одной выставке? Ее куратор Йёрг Фелльнагель объясняет это соседство тем, что оба экспоната созданы в алхимической традиции преобразования материалов. Кунса нередко обвиняют в любви к внешнему эффекту, в поверхностности. Фелльнагель предлагает воспринимать это слово буквально, в том смысле, что Кунс одержим поверхностями. «Мы не утверждаем, что он алхимик, — говорит куратор, — но здесь та же логика: создать столь совершенную поверхность, чтобы у нее возникло другое, эзотерическое измерение».

Точно так же, как поли­уретановая скульптура Кунса, ожерелье притворяется тем, чем на самом деле не является. Его яркие ультрамариновые бусины имитируют редкий в те времена в Европе лазурит.

Вся выставка построена на параллелях алхимии и творчества. Современность здесь представлена, помимо скульптуры Кунса, произведениями, например, Карла Андре и Ансельма Кифера. Возможность трансформировать натуральные материалы в искусственные до сих пор притягивает художников, которые воспринимают этот процесс как неотъемлемую часть творчества, считает куратор. «Алхимия — это миф о сотворении мира. Она тесно связана с искусством, — говорит он, — ее цель — в изменении состава природного материала. Это искусство создания при помощи науки и технологий того, что недоступно иным способом». В средневековой Европе алхимия получила название ars magna (лат. «великое искусство») и перекликалась c искусством не только в названии. Идея того, что алхимия — это искусство, имитирующее природу, обсуждалась в университетах Парижа и Оксфорда такими учеными мужами, как Фома Аквинский и Роджер Бэкон. Вопреки распространенному заблуждению, целью алхимии был не только синтез золота, многие ее адепты стремились к имитации божественного акта творения как такового.

Берлинская выставка охватывает 3 тыс. лет истории алхимии: Месопотамия и Древний Египет, затем средневековая Европа, где она распространилась благодаря переводам в XII веке арабских алхимических трактатов, и вплоть до современности. Всего более 200 экспонатов на 800 кв. м  берлинского Культурфорума. Две трети предметов — из коллекций берлинских музеев. Для Фелльнагеля, который возглавляет отдел выставок и проектов Государственных музеев Берлина, эта выставка стала воплощением его давней мечты. В 2001 году он защитил докторскую диссертацию, посвященную алхимии и искусству, а в 2012-м опубликовал и монографию на эту тему.

Культурфорум
Алхимия. Великое искусство
До 23 июля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+