18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Модель спасения Пальмиры

Завершается работа по созданию 3D-модели Пальмиры, которая позволит в мирное время восстановить утраченные за годы войны элементы объекта всемирного наследия ЮНЕСКО

За эту работу ее инициатор и руководитель проекта, заместитель директора Института истории материальной культуры Российской академии наук (ИИМК РАН) Наталья Соловьева получила национальную премию Русского географического общества «Хрустальный компас» в номинации «За проявление гражданской позиции авторов».

Проект называется «Геоинформационная система (ГИС) „Пальмира во времени и пространстве“», 3D-модель только часть проекта. В нем впервые в электронной форме будут систематизированы и описаны известные памятники древней Пальмиры, история археологического исследования памятника, точно зафиксированы все его участки и элементы, пострадавшие от рук террористов и в ходе гражданской войны. В систему также войдут детальный рассказ об истории реставрации Пальмиры и виртуальная экскурсия.

Как рассказала корреспонденту TANR Наталья Соловьева, ИИМК РАН совместно с Государственным Эрмитажем и фирмой «Геоскан», которая предоставила беспилотные летательные аппараты «Грифон-12», оснащенные самыми современными камерами, позволяющими делать сверхточную съемку, организовал экспедицию на территорию Пальмиры после ее первого освобождения. Группа военных топографов и археологов института провела съемки на площади 20 тыс. кв. м, сделав десятки тысяч снимков. Камеры, установленные на беспилотниках, одновременно фотографировали и давали точную привязку на местности. А высокоточное 3D-сканирование (плотное облако точек составляет 235 млн единиц) позволяет создателям модели утверждать, что в истории применения дистанционного зондирования при исследовании античных памятников Ближнего Востока такая высокая детализация была получена впервые.

«Свою 3D-модель мы создавали специально для реставраторов, — объяснила Наталья Соловьева. — Точность нашей съемки позволит реставраторам сохранить, а при желании и восстановить все необходимые детали. Но все эти вопросы будут решать власти Сирии совместно с ЮНЕСКО».

На сегодняшний день документально доказано, что больше всего в Пальмире пострадали храмы Бэла и Баальшамина, Триумфальная арка, колонна Зенобии, некрополи и Погребальные башни, лагерь Диоклетиана, крепость Файр-ад-Дина и Археологический музей Тадмора. Остальные архитектурные объекты остались нетронутыми либо пострадали незначительно.

Участниками экспедиции ИИМК РАН все они были просканированы с помощью беспилотников. Кроме того, три участка — Долина башенных гробниц, Юго-западный и Юго-восточный некрополи — были сняты с высоты 200 м. А центральная часть города площадью около 2 кв. км —дополнительно сфотографирована с высоты 120 м. Сейчас археологи и специалисты компании «Геоскан» продолжают работу над созданием детальных трехмерных моделей разрушенных сооружений. Это позволит виртуально разбирать рухнувшие участки построек на отдельные строительные блоки, предельно точно оценивать причиненный ущерб и удаленно планировать реставрационные работы на пострадавших памятниках.

«Говорят, что задолго до начала войны в Сирии французы делали подобную съемку и замеры, но широкой научной общественности эта работа неизвестна, — сообщила Наталья Соловьева. — Мы уверены, что на сегодняшний день Россия является единственным обладателем самой актуальной фиксации современного состояния всемирно известного памятника. Мы можем передать ее в дар Сирии, а если к нашей работе проявит интерес ЮНЕСКО, мы готовы поделиться и с ними. Примем ли мы в дальнейшем участие в восстановлении Пальмиры? Да, у нас есть большой потенциал, но решать, какие специалисты от РФ примут участие в работе по восстановлению, будет Межведомственная рабочая группа по Пальмире. На сегодняшний день только она имеет официальные полномочия».

По словам Натальи Соловьевой, полностью геоинформационная система «Пальмира во времени и пространстве» будет завершена к концу этого года. Сейчас над ее финальной частью трудятся специалисты ИИМК РАН, Эрмитажа и Санкт-Петербургского госуниверситета.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+