Как сообщает официальный сайт премии, художником года стал Леонид Тишков с выставкой «Взгляни на дом свой», которая прошла в филиале ГЦСИ «Арсенал» в Нижнем Новгороде. В своем проекте художник обращался к личной памяти: объекты, созданные из фрагментов одежды родных Тишкова, мелкие бытовые предметы, пуговицы, старые игрушки — все они служат составляющими, из которых воссоздается образ деревенского дома. Сопровождали выставку спектакли «Вязаник» и «Мальчик и луна».
В номинации «Новая генерация» победила выставка Кирилла Глущенко. «Прекрасен облик наших будней», организованная фондом V-A-C, — результат деятельности издательства «Глущенкоиздат», для которого художник ездит по городам бывшего СССР и создает о них книги.
Новой номинацией, заменившей «Произведение визуального искусства», которую отменили после скандала с работой Петра Павленского «Угроза», стал «Проект года». Первым призом в этой номинации награждена междисциплинарная серия показов в «Новом пространстве» Театра наций, которую курирует Вера Мартынова. В рамках этой программы, в частности, состоялись такие проекты, как посвященная паблик-арту выставка «Таймс-сквер: театр абсурда», которую курировала креативный директор чуть ли не главной площади Нью-Йорка Шерри Доббин, и лаборатория хореографа Клаудии Кастеллуччи, исследовавшая человеческий язык через движения тела.
Лучшим образовательным проектом признана «Музыка для всех» — инклюзивный проект, который приобщал слабовидящих и незрячих исполнителей к современной академической музыке. В результате года занятий появился ансамбль, объединивший зрячих музыкантов и их коллег с ослабленным зрением.
Среди региональных проектов лауреатом «Инновации» стало «Море возможностей» в Перми. Эта исследовательская и выставочная инициатива посвящена прошлому и настоящему Пермской художественной галереи и связана с грядущим переездом многострадального музея в здание бывших казарм военного института (проект переезда пока находится в разработке).
Александр Буренков с выставкой «Плановое устаревание», прошедшей в рамках Параллельной программы V Московской международной биеннале молодого искусства, стал куратором года. Проект в действующем фитнес-клубе был посвящен влиянию технологий на формирование идентичности и восприятия собственного тела и его взаимодействия с физическим и виртуальным миром у современного человека. Свои размышления на эту тему представили 15 российских и иностранных художников.
Это первая церемония после присоединения Государственного центра современного искусства к музейно-выставочному объединению РОСИЗО и ухода отцов-основателей ГЦСИ. В состав номинаций были внесены изменения: например, «Теория, критика, искусствознание» превратилась в «Книгу года». Здесь приз получила документация художественной деятельности Андрея Кузькина «Право на жизнь», в которой он собрал все акции и перформансы, созданные им с 2006 по 2015 год. Одноименная выставка Кузькина, прошедшая в прошлом году в Московском музее современного искусства (MMOMA) под кураторством Натальи Тамручи, в этом году уже получила другую награду в области современного искусства — Премию Кандинского. Тогда он рассказал TANR, что «в „Праве на жизнь“ есть несколько смыслов. Первый, естественно, общечеловеческий. А второй: имеет ли право на жизнь такой род искусства в наше время, в нашей стране, в сообществе? Это вопрос. Наверное, если дали премию, значит, имеет».
Сегодня вечером в Московском планетарии состоится церемония вручения премии, где будут названы имена лауреатов в почетных номинациях «За вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства России».