18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«Инновация»: выбор между звездочками и светилами

Главную государственную премию в области современного искусства вручили в Московском планетарии

Первая «Инновация» после присоединения Государственного центра современного искусства, ее традиционного организатора, к Музейно-выставочному центру «РОСИЗО» прошла в Московском планетарии. Разница с церемониями вручения последних лет бросалась в глаза буквально с порога: гостей встречали коктейлем на площадке с отличным видом на высотку на Кудринской площади, а само количество приглашенных было строго ограничено (обычно на довольно скромную церемонию с каждым номинантом приходит целая группа поддержки). В качестве развлечения гостям предлагали посмотреть в телескоп на небесные тела: увидеть можно было Луну, Сатурн и даже Юпитер. Чтобы посмотреть последний, гости отправлялись в Большую обсерваторию, где наблюдали за планетой с помощью немецкого телескопа компании Carl Zeiss Jena, который был передан СССР в качестве репарации за военные потери в середине прошлого века.

Чуть ли не главной особенностью «Инновации» в этом году стала техническая ошибка сайта, из-за которой список лауреатов появился еще до начала церемонии — к счастью, далеко не все гости успели его увидеть. Само вручение премии проходило в Большом звездном зале, и под стать месту церемония (ее режиссером выступил Андрей Савельев) была оформлена в космически-футуристическом духе, начиная с проецировавшегося на купол видеомэппинга, который создала главный дизайнер телеканала «Россия — Культура» Елена Китаева, и заканчивая музыкальным оформлением. Гостей в зале на небольшой сцене встречали неподвижно сидевшие фигуры в экзотических масках, они же позднее награждали лауреатов.

С началом церемонии оказалось, что никто больше на сцене и не появится: ведущих не было, а номинантов и лауреатов представляли с помощью все того же видеомэппинга и закадрового голоса. Члены жюри, в которое вошли завотделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский, куратор Фонда Франсуа Пино Каролин Буржуа, директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Марина Лошак, директор фонда V-A-C Тереза Мавика и заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы Владимир Филиппов, также не появились перед публикой. Обошлось и без благодарственных слов: статуэтку «Инновации» победителям доставляли прямо в зал. И микрофона никому не давали. У премии есть и денежный эквивалент: победители конкурсных номинаций получают в награду 500 тыс. руб.

Первым наградили лучший образовательный проект — инклюзивную инициативу «Музыка для всех». Ее целью стало привлечение слабовидящих и незрячих музыкантов к исполнению современной академической музыки вместе с коллегами без нарушений зрения. Репетиции объединенного ансамбля проходили под руководством композитора и куратора проекта Александра Маноцкова. Другой важной частью проекта стал перевод на нотный шрифт Брайля произведения In C композитора-минималиста Терри Райли и Wallpapers 3.2 Алексея Сысоева (он также занимался с музыкантами) для фондов Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих. Сокураторами проекта выступили Елена Коловская и Анастасия Толстая.

Следующими награждали молодых художников в номинации «Новая генерация». Главную премию получил Кирилл Глущенко за отчетную выставку его собственного издательства «Глущенкоиздат». В проекте «Прекрасен облик наших будней», который был организован фондом V-A-C, он показал книги — результат своих поездок по городам стран социалистического блока. Специальный приз от посольства Франции, Французского института и компании Air France получила другая номинантка — Елена Скрипкина за визуально-звуковую инсталляцию «Квартет на конец времени» внутри самолета Як-42 на ВДНХ в рамках программы поддержки молодых авторов «Взлет». За работу, отсылающую к одноименному произведению Оливье Мессиана, написанному в концлагере, художница отправится во Францию на трехмесячную стажировку в Cité Internationale des Arts.

Награду за лучший региональный проект получила выставка «Море возможностей», рассказывающая об истории Пермской художественной галереи и ее грядущем переезде в здание бывших казарм военного института. Кураторы проекта Владимир Береснев и Марина Пугина полученную статуэтку продемонстрировали залу в каноничной позе «Рабочего и колхозницы».

После регионов настала очередь внеконкурсной номинации «За вклад в развитие современного искусства в России», которую представили наполнившие купол работы лауреата — Виктора Пивоварова. Поскольку речей предусмотрено не было, мы спросили у художника, что для него значит премия. «Лучше поздно, чем никогда, — ответил Пивоваров. — Я, конечно, был бы рад, если бы мне дали ее [премию] немножко раньше, но и сейчас я очень благодарен. И то, как это было встречено публикой, художниками, моими коллегами, очень меня тронуло». Награду мастеру зал встретил стоячей овацией.

«Книгой года» (номинация заменила существовавшую раньше «Теорию, критику, искусствознание») стала творческая биография Андрея Кузькина «Право на жизнь», сопровождавшая одноименную выставку в Московском музее современного искусства. Он обошел таких исследователей-тяжеловесов, как Михаил Ямпольский и Михаил Карасик. Это уже вторая награда художника, связанная с этим проектом: в декабре прошлого года он получил Премию Кандинского за саму экспозицию.

Благодаря реформе списка номинаций, появилась еще одна — «Художник года», которым стал Леонид Тишков, награжденный за проект «Взгляни на дом свой» в нижегородском филиале ГЦСИ «Арсенал». Выставка объединила чуть ли не все любимые приемы художника: с помощью сказочных персонажей и образов Тишков воссоздал уютный мир деревенского дома, где родился сам.

Неоднозначно выглядел победитель номинации «Куратор года». Им стал малоизвестный куратор Александр Буренков с выставкой «Плановое устаревание». Сравнительно небольшой проект в действующем фитнес-клубе был посвящен влиянию технологий на формирование идентичности и восприятия собственного тела и его взаимодействие с физическим и виртуальным миром у современного человека. Объяснение такого решения можно найти в заявлениях членов жюри относительно премии. Дмитрий Ликин, главный художник «Первого канала», архитектор и куратор, рассказывал, что «в ситуации выбора между проектом с хорошей, звонкой концепцией, с хорошим воплощением, большим бюджетом и блистательной презентацией и проектом, возможно, менее хорошо сделанным, но при этом содержащим в себе неожиданную кураторскую идею или художественный жест, мы выбирали второй». Другие номинанты не оценили выбора жюри: Антонина Баевер, которая была номинирована на премию с проектом «Свежая кровь», после церемонии вручения плеснула Буренкову в лицо коктейлем.

В другой внеконкурсной номинации, «За поддержку современного искусства России», наградили чету основателей московского Центра современного искусства «Винзавод» Софью и Романа Троценко. Получать почетную награду, однако, пришла только Софья Троценко.

Последней премию вручали в ключевой номинации «Проект года», который тоже стал для многих сюрпризом: победила междисциплинарная серия показов в «Новом пространстве» Театра наций, которую курирует Вера Мартынов (именно так, без падежного окончания, просит она себя называть). Многие гости, включая колумнистку TANR, куратора и критика Лизу Савину, были практически уверены, что награду получит эпохальная эрмитажная выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты», но, видимо, выбор опять был сделан в пользу новичков.

Церемонию награждения посетили Андрей Малахов и Наталья Шкулева, Ольга Свиблова, Антон Белов, Мадина и Мариана Гоговы, Маргарита Пушкина, Василий Церетели и Кира Сакарелло, Екатерина Винокурова, Алена Долецкая, Дмитрий Волков, Эвелина Хромченко, Анна Андронова, Екатерина Мечетина, Софья Троценко, Марк Гарбер, Светлана Марич, Сандра Недвецкая, Ася Залогина, Виктор Пивоваров, Таус Махачева, Мари Коберидзе и другие.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+