18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Дантовский ад» в Москве от классиков техноискусства

На четвертом ежегодном фестивале «Политех» канадские художники призывали людей задуматься о массовом манипулировании и несовершенствах искусственного интеллекта в танце

В Парке Горького завершился ежегодный фестиваль науки, технологий и искусства «Политех». Одним из главных его событий стал перформанс Inferno канадских художников Билла Ворна и Луи-Филиппа Демера. Любой зритель мог стать его участником, надев управляемый компьютером экзоскелет, полностью контролирующий движения, и попробовав станцевать в нем. Сами художники, отвечая на вопрос о смысле своего шоу, лукавят, говоря, что перформанс не предполагает глубоких концептуальных интерпретаций, которые обычно ему приписывают, и что гораздо важнее эмоциональный и физический опыт, переживаемый участниками, захваченными экзоскелетами. Якобы отсылка к «Божественной комедии» Данте в названии ни при чем.

Напротив Пионерского пруда специально для Inferno был сооружен большой черный павильон, в пространстве которого к потолку подвешены 5 экзоскелетов (из 25, которые в силу дороговизны до столицы не довезли). Каждый час новые участники перформанса заходили за черный занавес, облачались в комбинезоны и перчатки. Затем на их плечи водружалась металлическая конструкция весом почти 20 кг (чем не четвертый круг ада?). Инструктаж короткий: «Главное — не переживайте, расслабьтесь и просто танцуйте». После этого звучали тяжелые грувы техно. Какая же еще музыка может сопровождать роботический перформанс? Действие продолжалось всего 15 минут, и если первое время машина действительно управляла участниками, то позднее ее алгоритмы уже можно было предугадать. Танцы под мигающий свет стробоскопов напоминали неземную, постапокалиптическую техновечеринку, и ее участникам явно не хотелось останавливаться. Перформанс на заметку организаторам музыкальных фестивалей: на масштабных рейвах для подуставших гостей можно организовывать подобную роботическую сцену. Тем, кто утомился, но хочет продолжать танец, не пришлось бы отрываться на отдых.

Художники Ворн и Демер уверены, что роботы — это в первую очередь наши отражения и они, как и мы, обладают множеством недостатков. Свои работы они строят именно на этом. Так, для «Двора чудес» они создавали роботов с физическими недостатками, выставка «DSM-IV» была посвящена роботам с психическими отклонениями, а на прошедшем в минувшем году московском «Балу роботов» лица зрителей исследовал слепой робот, у которого были только тактильные сенсоры. Олицетворяющий массовые манипуляции Inferno доказывает, что искусственный интеллект пока все-таки не дошел до той точки, где он мог бы действовать самостоятельно, полностью взяв контроль над человеком. Однако в 2046 году ученые собираются представить суперкомпьютер, обгоняющий по возможностям человеческий мозг. И кто знает, какие тогда перформансы предложат нам технохудожники!

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+