18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из Афин в Кассель. Предъявите ваши Documenta

№54
Материал из газеты

Кассельская часть выставки обещает сохранить интригу до самого открытия

Главным персонажем открывающейся в Касселе Documenta 14 станет аргентинская художница Марта Минухин со своим «Книжным Парфеноном», который будет достроен буквально к открытию. Все начиналось в 1955 году, когда кассельский историк искусства Арнольд Боде решил провести выставку, которая явилась бы «времен связующей нитью» между немецким модернизмом начала ХХ века и художниками послевоенной Германии. Придуманное нацистами понятие «дегенеративное искусство» должно было подвергнуться жесткой люстрации и исчезнуть навсегда. Позже Documenta стала регулярно использовать отсылки ко всеобщей истории и истории искусства. Адам Шимчик, куратор 14-го издания выставки, предложил Минухин создать новую версию ее проекта, впервые показанного в 1983 году в Буэнос-Айресе после падения в стране военной диктатуры. Парфенон был собран там из запрещенных хунтой книг. Через пять дней после закрытия выставки книжное сооружение было аккуратно положено набок двумя мощными кранами, чтобы публика могла взять книги с собой.

Нечто подобное запланировано и в Касселе, где Парфенон будет состоять уже из 100 тыс. томов! Наверняка не все из них были запрещенными где бы то ни было, но у этой акции двойное дно. С одной стороны, именно на том месте, на Фридрихсплац, где строится «Книжный Парфенон», 19 мая 1933 года нацисты в ходе кампании «по борьбе против антигерманского духа» сожгли 2 тыс. книг. С другой — рядом здание музея Фридерицианум, постоянное место проведения Documenta. В 1941 году его занимала библиотека, и во время бомбежек союзниками там сгорело 350 тыс. книг.
На время Documenta 14 во Фридерициануме поселится EMST — Национальный музей современного искусства из Афин, что полностью отвечает идее Шимчика о двухчастном, двухголовом проекте, равноправно размещенном в Касселе и Афинах. (Кстати, первый подобный опыт случился пять лет назад, когда Каролин Христов-Бакарджиев вывезла часть выставки в Кабул, но это была локальная акция.) EMST — ровесник XXI века, но уже успел собрать мировых звезд от Ильи Кабакова до Ширин Нешат, не говоря уже о греческих художниках.

Еще одно постоянное место Documenta — Новая галерея, она станет виртуальным музеем Корнелиуса Гурлитта (1932–2014). Несколько лет назад немецкая полиция случайно заинтересовалась старичком, который не платит налоги и непонятно на что живет. В итоге сыщики вышли на его коллекцию: Гюстав Курбе, Анри Матисс, Макс Либерман… Отец Гурлитта, создатель коллекции, работал дилером при нацистах, поэтому существуют серьезные основания считать ее награбленной у евреев. Американец Дэвид Шуттер покажет свои изысканные рисунки рядом с графикой Либермана. Честно говоря, Documenta 14 намеревалась показать все 1,5 тыс. произведений гурлиттовской коллекции, но помешали юридические сложности.

Немка Мария Айхгорн создала проект «Институт Розы Валлан» в честь историка искусства, тайно фиксировавшей нацистское разграбление принадлежавшего государству и частного еврейского искусства в оккупированном Париже. После войны материалы Валлан помогали в реституционных спорах. В своей работе Айхгорн пытается продолжить эту исследовательскую линию, собрав новые свидетельства о судьбе искусства, похищенного нацистами.

Среди участников Docu­menta 14 — и американец Дуглас Гордон с 97-минутным видео «Мне некуда пойти». Оно посвящено знаменитому художнику Йонасу Мекасу, который читает свою автобиографию, включая лагерные воспоминания, периодически возникая из темноты. Румынская концептуалистка Гета Братеску и американка Анна Халприн, хореограф и организатор массовых танцевальных перформансов с участием публики, приехали в Кассель с 57-й Венецианской биеннале. Немецкая художница иранского происхождения Наири Баграмян покажет «Железный стол» — абстрактный объект из различных материалов, созданный под впечатлением от рассказа Джейн Боулз «Стол из железа», в котором супружеская пара обсуждает, может ли женщина быть счастлива, живя в пустыне, где хочет жить мужчина.

Еще одна особенность этой Documenta: она выходит за пределы центра Касселя, расставив свои стеклянные павильоны в эмигрантских кварталах и в университете, а также в промышленных сооружениях, что уже было пять лет назад, когда выставка занимала несколько пакгаузов на железнодорожном вокзале.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+