Со следующего года процедура выбора лауреатов премии Montblanc de la Culture Arts Patronage полностью изменится. Выбирать их будет не жюри из стран-участниц, а кураториум Культурного фонда Montblanc. Расскажите, почему система вдруг изменилась.
Тиль Феллрат: Да, действительно, система полностью поменялась, и это касается не только премии, но и проекта по поддержке молодых художников. Теперь выбором лауреатов будет заниматься кураториум фонда Montblanc, куда вошли пять международных экспертов: художественный руководитель Тейт в Сент-Айвзе Энн Барлоу, директор Art Sonje Center в Сеуле Сун Джун Ким, президент Пале-де-Токио в Париже Жан де Луази, директор Музея искусств Переса в Майами Франклин Сирманс и директор Пинакотеки Сан-Паулу Йорген Фольц. Они уже много лет успешно сотрудничают и с молодыми художниками, и с меценатами, поэтому им эта тема знакома, как никому другому.
Возглавив фонд, мы решили взять год на оценку ситуации, посмотреть, как происходит отбор, что для этого требуется, собрали всю необходимую информацию и поняли, что система глобально устарела. Изначальный формат, подходивший в условиях, когда награду получало 6 человек, сегодня, когда количество лауреатов достигло 17, уже не годится. Теперь правильнее собрать не толпу экспертов, а небольшую группу профессионалов, которые и определят имена достойных премии покровителей искусства и молодых художников, работы которых попадут в коллекцию фонда.
Состав кураториума выбирали вы лично? Почему выбор пал именно на этих экспертов?
Сэм Бардуил: Когда ты крутишься в этом мире добрых 15 лет, а может, и больше, ты, естественно, знаешь очень многих. Но гораздо важнее понимать, кто из них делает что-то действительно достойное. Как и в любом другом деле, в мире искусства огромное количество тех, кто больше говорит, чем делает. И в случае с кураториумом нам было важно привести в фонд людей, которые по-настоящему знают свое дело. Члены нашего кураториума работают с искусством в разных областях и представляют различные институции — от небольшой частной галереи до огромного музея вроде Тейт. Наш выбор — это продуманное и четко спланированное решение, а не просто идея, пришедшая в голову за ужином. К тому же состав кураториума будет меняться каждые два года, чтобы глаз участников не замыливался и всегда можно было услышать свежее мнение.
Расскажите о поддержке молодых художников. В этом году выбор пал на проект из Манилы, его показывают в основной программе Венецианской биеннале. Чем обусловлен такой выбор?
Т. Ф.: Катарина Нуньес и Исайа Родригес — прекрасные молодые художники с огромным потенциалом. И их случай — типичный пример ситуации, когда художникам вряд ли удалось бы показать свою работу в Венеции без поддержки сильного патрона. Помимо того что создать арт-объект — это в принципе дорого, нужны средства, чтобы привезти его на биеннале, установить, добраться туда самим и прочее, прочее. Они многообещающие художники, за которых хочется вступиться, взяв все риски на себя.
В работе Нуньес и Родригеса мы нашли воплощение актуальных направлений в мире, которые при этом пересекаются с темами бренда. Нам был нужен не просто проект — в нем должна была быть идея, глубинный смысл, который неразрывно связан как с линией Montblanc, так и с искусством в целом. Многие компании формируют свои коллекции, но повторять приевшиеся модели — это по меньшей мере не вдохновляет, да и просто скучно. Мировому бренду, который хочет поддерживать молодое искусство, всегда интереснее рискнуть, но попробовать что-то новое.
С. Б.: Что удивительно, мы анонсировали эту инициативу совсем недавно, а у нас уже сотни заявок, и во всех похожие вопросы: как принять участие в отборе? можно ли предложить свою работу? И это еще раз доказывает, что средств на то, чтобы поддерживать искусство, никогда не будет достаточно. Так много людей, так много мест, сложные политические и финансовые условия! Но люди продолжают творить, и наша задача — поддерживать такие инициативы.
И мы не просто забрали работу Нуньес и Родригеса из студии и отвезли в хранилище фонда — мы показываем ее на главной мировой художественной выставке, ее увидят тысячи людей. Для культурного фонда это очень важно — соединять искусство и людей.
Этот формат полностью заменит предыдущую форму сотрудничества с художниками, когда фонд выделял деньги и авторы создавали арт-объекты с логотипом?
Т. Ф.: Верно, но что было хорошо в предыдущей модели — художник получал деньги конкретно на творчество. Это отлично, и как раз эту модель мы хотим сохранить, но преобразовать ее и дать чуть больше воздуха и свободы.
Получается, с вашим приходом в фонде началась эра масштабных обновлений.
Т. Ф.: Перемены всегда к лучшему, но на этом мы останавливаться не собираемся.
С. Б.: Montblanc с самого начала был брендом, который продвигает идеалы всего инновационного, но с условием сохранения уникального наследия. В случае с культурным фондом та же история. Наследие и инновация всегда должны быть в тесной связке.