18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Где искать Пиросмани в Грузии

100-летие со дня смерти Нико Пиросмани, которое в следующем году будут отмечать в Грузии, — хороший повод, чтобы обратить внимание на проблемы мемориальных музеев художника в Тбилиси и в селе Мирзаани

В 2018 году Грузия будет отмечать 100-летие со дня смерти художника Нико Пиросмани. Художник умер в одной из тбилисских больниц и был погребен на Кукийском кладбище Святой Нины в общей могиле для бедняков и бездомных. Точной записи об этом не сохранилось, но условной датой его ухода считают 5 мая. На протяжении следующего года, конечно, неоднократно вспомнят и трагедию его жизни, но основное внимание будет сосредоточено на произведениях художника.

Большая часть работ Нико Пиросмани находится в Национальном музее искусств Грузии в Тбилиси, в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее искусства народов Востока в Москве. Можно их увидеть и в собраниях Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, в музее города Сигнахи. Однако есть небольшая коллекция из 14 работ, изученных и опубликованных, которая занимает в этом списке особое место. Это собрание хранится в музее Пиросмани в его родном селе Мирзаани в грузинском регионе Кахетия в 130 км от Тбилиси. Музей был основан в 1963 году — к тому времени имя Пиросмани уже вызывало большой интерес как исследователей, так и публики, а через шесть лет прошла выставка в Париже, которая принесла художнику мировую известность. Музей Пиросмани объединяет два дома, две главные вехи в жизни художника: место его рождения в Мирзаани и последний приют в Тбилиси.

Тбилиси. Чулан в подвале

Сейчас эта улица носит имя Пиросмани, но до 1938 года она называлась Молоканской. Дом 29, где жил Пиросмани в 1917–1918 годах, до сих пор сохранил свой номер. Трехэтажное здание XIX века, большой внутренний двор с деревянными балконами, развешанным бельем, деревьями — такие дворы в Тбилиси называют итальянскими. Мемориальная доска на доме называет Пиросманишвили «видным художником Грузии». А рядом с доской — закрытый сеткой вход в подвал, где почти век назад художник с трудом сводил концы с концами. Правда, в больницу, где он умер, его увезли из другого подполья, расположенного в том же дворе, но оно до сих пор находится в частных руках и закрыто. А мемориальный подвал площадью всего шесть квадратных метров стал частью экспозиции музея Пиросмани. Кроме того, музей включает небольшой выставочный зал, где висят репродукции работ Пиросмани и проходят выставки современных художников. Подлинники хранить здесь возможности нет: помещение крохотное и не отвечает требованиям безопасности.

Экспозиция подвала составлена из вещей начала XX века, привезенных из Кахетии, но к самому Пиросмани не относящихся: кушетка, стол со стульями, бадьи, самовар. На стене висит копия одной из трех сохранившихся фотографий Пиросмани, снятая в 1880-е годы — своеобразное напоминание о времени больших надежд. Рядом на мольберте — копия «Актрисы Маргариты» (подлинник хранится в Национальном музее Грузии). Кирилл Зданевич датирует картину 1909 годом, то есть за восемь лет до смерти художника. Пиросмани — один из самых романтизированных героев истории искусства, и музей отчасти поддерживает эту легенду. Хотя исследователи и не находят доказательств того, что именно любовь к заезжей француженке привела Пиросмани к разорению, одиночеству и нищенской гибели, без воспоминаний о ней не может обойтись даже такая маленькая экспозиция.

В молодости другой мастер «грузинского авангарда», Ладо Гудиашвили несколько раз встречался с Нико Пиросмани в Тифлисе и позже записал в своих воспоминаниях: «Пиросмани жил в чулане под лестницей. Мне запомнились сложенные в углу инструменты: ведро, кисти, краски, клеенка». Гудиашвили оставил два небольших наброска подвала и карандашный портрет самого художника. Эти и еще несколько графических листов Гудиашвили, изображающих старый Тифлис, входят в собрание Музея Пиросмани в Мирзаани.

Тбилисский музей Пиросмани расположен недалеко от железнодорожного вокзала в окружении ларьков, торговцев, попрошаек. В этом смысле сегодняшний городской пейзаж выглядит вполне адекватно тому, что ежедневно видел сам художник. Этот, относительно новый район города называется Чугурети. Он был застроен только в XIX веке, а в начале ХХ столетия стал кварталом «маленьких людей». И век назад здесь все было утыкано кабаками и лавками. Сегодня близкий к туристическому центру район находится в плачевном состоянии. Как рассказала куратор музея Нино Бахуташвили, в мэрии Тбилиси существуют планы реконструкции квартала. В первую очередь она, конечно, коснется дома Пиросмани и окружающих объектов (в непосредственной близости от дома располагались духаны, где художник жил и работал в последние годы). Но, как скоро это случится, пока неизвестно.

Мирзаани. Дом, который построил Нико

Живописное село Мирзаани, где Пиросмани родился и провел первые годы своей жизни, расположено в Кахетии, на холме над Алазанской долиной. Дорога плутает по старым деревням, по своему духу мало изменившимся за сотню лет: тянутся заборы и покосившиеся сараи, гуляют коровы, у дороги на лавочках сидят за разговорами пожилые мужчины. На подъезде к музею стоит памятник — Пиросмани верхом на олене, изображенном на одной из его знаменитых картин из Национального музея Грузии. Памятник подарил музею скульптор Важа Микаберидзе.

Музей состоит из двух основных объектов: выставочного зала и мемориального дома. Дом построил сам Нико Пиросмани в 1898 году для своей сестры Пепуцы, у которой было десять детей и материальное положение еще хуже, чем у брата. К тому времени ему удалось скопить некоторую сумму благодаря работе на железной дороге и торговле молочными продуктами. Как рассказала многолетняя смотрительница дома Нино Багашвили, это был первый в селе каменный дом. Кровельное железо Пиросмани привез из Тифлиса — в деревне такая крыша казалась удивительной. Дом был выкуплен государством в 1960 году, но семья еще долгое время жила в нем, пока не получила новое жилье. На фотографиях 1970-х годов дом еще жилой, окружен плодовыми деревьями и обычным деревенским забором. Дом построен из кирпича и состоит всего из одной комнаты и большого подполья. Восстановлен традиционный интерьер XIX века: встроенный шкаф ганджина, тахта, глиняная посуда, котелок на треножнике, детская люлька. Из мемориальных вещей остались только большой окованный сундук, который Пиросмани привез из Тбилиси, ковер, сотканный его матерью, и старая швейная машинка сестры. На мольберте — копия «Девочки с шариком» из Национального музея Грузии, ассоциативно напоминающая и о сестре, и о детстве самого художника.

Несколько раз здание подвергалось реставрации — последняя была проведена в 2012 году, когда обновили кровлю, террасу, полы. Тогда Всемирный банк предварительно согласился финансировать развитие всего музея, но затем по неизвестной причине вычеркнул его из списка своих объектов. Реставрацию здания провели на государственные средства. Были решены проблемы с подачей в музей электроэнергии, воды и газа, но дальше этого дело пока не пошло. Как отмечает куратор Нино Бахуташвили, музею принадлежит 10 га и этот участок никак не используется. В планах — посадить собственный виноградник и устроить винный погреб, построить гостиницу. Дом, в котором родился Пиросмани, не сохранился, но в деревне есть еще дом его родственников, который музей также мечтает сделать своим объектом и разместить там этнографическую коллекцию. «Мы хотели бы создать целый музейный комплекс, который привлекал бы туристов и был бы посвящен и судьбе Пиросмани, и жизни традиционной деревни», — говорит куратор.

Однако спонсоров у музея нет, финансирование идет только из государственного бюджета. Музею не хватает хорошей рекламы, у него нет даже своего сайта, так что случайные туристы здесь редкость. Несмотря на то что музей расположен всего в 7 км от популярного, свежеотреставрированного городка Сигнахи, экскурсионные автобусы сюда не заезжают. В год музей посещают всего 4,5 тыс. человек.

Стол с самоваром

Здание выставочного зала было построено в 1979 году — сегодня его несколько хмурая архитектура смотрится чужеродно среди деревенской зелени. Однако помещение обеспечивает условия хранения и безопасности, правда, как отмечает куратор, требует реконструкции хранилище. Основа коллекции музея — 14 работ Пиросмани. Как рассказала главный хранитель фонда музея Ламара Узунашвили, большая их часть была передана сюда из частных собраний. Несколько работ принадлежали братьям Зданевичам, другие поступили в музей от писателя Акакия Белиашвили, филолога Иосифа Мегрелидзе, московских коллекционеров Татьяны Александровой и Игоря Попова. Одну из работ лично передал в музей в 1996 году Эдуард Шеварднадзе.

Несмотря на то что собрание совсем небольшое, в нем представлены почти все характерные для творчества Пиросмани темы. Здесь есть вывеска из духана, натюрморт, несколько женских образов («Лежащая грузинка» и «Женщина с пасхальными яйцами»), мужской портрет муши, гуляния («Кутеж молокан»), тема животных («Медведица с медвежатами») и любимые Пиросмани и неоднократно им написанные «Царица Тамара» и «Шота Руставели». Навеяна воспоминаниями о деревенской жизни работа «На гумне. Вечер». Еще одна картина — «Сона играет на гармони» — и вовсе мемориальная: она написана здесь же, в Мирзаани, после праздника в честь завершения строительства дома Пиросмани. За последние пять лет несколько работ из коллекции были отреставрированы в мастерских Национального музея Грузии, остальные находятся в хорошем состоянии сохранности.

Всего же собрание насчитывает 11 тыс. единиц хранения: это живопись грузинских художников, посвященная Пиросмани, работы современных мастеров, созданные, в частности, на живописном семинаре, который проходил в Мирзаани в 2016 году, целая коллекция детских рисунков. Есть в музее и портрет Нико Пиросмани, сделанный Пабло Пикассо в 1972 году, один из последних его офортов. Испанский мастер не был знаком с грузинским примитивистом, но восхищался его творчеством и судьбой. В собрании музея сохранилось и личное дело Нико Пиросманишвили, которое охватывает 1890–1894 годы, когда он работал на Закавказской железной дороге. А вот письма сестре не уцелели. Считается, что она сожгла их сама, испугавшись нарастающего интереса к судьбе брата.

В центральном зале музея в окружении работ Пиросмани стоит круглый обеденный стол начала XX века с самоваром и чашками. Такого стола у Пиросмани никогда не было, но Кирилл Зданевич в своей книге, посвященной жизни художника, вспоминает его слова: «Посередине города, чтобы всем было близко, нам нужно построить большой деревянный дом, где мы могли бы собираться; купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить, говорить о живописи и об искусстве».

Сегодня имя и творчество Пиросмани объединяют не только Грузию и Россию, где хранятся его работы и ведутся исследования, но и другие страны, считающие художника частью общеевропейского модернизма. Возможно, благодаря этому юбилейный год позволит музею Нико Пиросмани найти средства на свое развитие и изучение наследия мастера.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+