Ходить по воде, сделать татуировку с изображением классики скульптуры, подзарядить мобильник от виртуального костра, спеть в модернистском караоке и предаться арт-медитации — все это можно сделать на фестивале скульптуры в Мюнстере (Skulptur Projekte Münster), который становится все более дружелюбным по отношению к зрителю. Впрочем, фестиваль всегда был демократичен, ведь его основная миссия — просвещение. Началось все с того, что в 1975 году американский скульптор Джордж Рики подарил городу свою скульптуру — кинетический флюгер «Три вращающихся квадрата», а консервативные жители невзлюбили этот арт-объект и начали активно протестовать, желая избавиться от подарка. История закончилась хеппи-эндом: на защиту флюгера встали местные искусствоведы из Вестфальского музея искусства и истории культуры, которые придумали проводить в Мюнстере фестиваль скульптуры, чтобы пропагандировать среди горожан современное искусство. Отцами-основателями фестиваля выступили Клаус Буссман, на тот момент попечитель, а позже директор Вестфальского музея, и Каспар Кёниг, служивший куратором Музея Людвига в Кельне. Ныне, уже прославленный мэтр, он взял на себя роль арт-директора каждого выпуска.
Уникальность фестиваля прежде всего в его специализации. Изначально он был посвящен исключительно скульптуре и 40 лет честно поддерживал свое реноме. Причем изваяния устанавливаются в самом городе, становясь как бы частью городской жизни. Кроме того, «Скульптурные проекты» в Мюнстере, пожалуй, единственный фестиваль современного искусства, который проходит с таким интервалом — раз в десять лет, дав фору даже выставке Documenta, устраиваемой раз в пятилетку. Кстати, оба этих долгожданных мероприятия раз в декаду проходят параллельно, как в этот раз.
В первом фестивале в 1977 году приняли участие лучшие на тот момент силы современного искусства, среди которых были Йозеф Бойс, Дональд Джадд, Клас Ольденбург, Ричард Серра и Дэн Флавин. Жители Мюнстера в конце концов не только приняли современное искусство, но и одобрили решение городского совета приобретать наиболее интересные произведения. Хотя случаи вандализма тоже порой бывали. Так, Мадонна Лурдская из желтого пластика работы Катарины Фрич (в городском соборе стоит статуя Богоматери) была повреждена в 1987 году, правда затем ее отлили в бронзе. Мюнстер же стал еще одним пунктом обязательного посещения на карте современного искусства, куда съезжаются любители скульптуры со всего мира — пусть и раз в десять лет. И уникальным городом-музеем современной скульптуры, где на своих местах остались почти 40 фестивальных объектов, в том числе леттрическая антенна Look Up and Read the Words Ильи Кабакова, принявшего участие во втором фестивале.
Нынешним, пятым выпуском руководят кураторы Бритта Петерс и представительница Вестфальского музея искусства и истории культуры Марианна Вагнер. В этом году концепция фестиваля следует духу времени и посвящена дигитализации мира и искусства. В искусстве давно идет процесс оцифровки, а жизнь уже просто немыслима без гаджетов. Кураторы подчеркивают и изменившуюся роль тела: в виртуальной реальности оно либо исчезает вовсе, либо подвергается трансформации.
Среди 35 участников традиционно немало международных звезд современного искусства. В фестивале принимают участие Майкл Дин, Томас Шютте, Лара Фаваретто, Джереми Деллер, Пьер Хьюг. Создатель экспериментального театра, японец из Нью-Йорка Эй Аракава представит инсталляции из LED-экранов, транслирующих современную и модернистскую живопись, которые будут петь друг с другом и с публикой. Художница турецкого происхождения, живущая в Берлине, Айше Эркмен построит подводный мост через гавань, позволяющий всем желающим совершенно безопасно пересекать бассейн, прогуливаясь как будто прямо по воде. Пешеходная дорожка таким необычным образом будет соединять индустриальную и историческую части Мюнстера. Американский художник Майкл Смит позаботится о старших посетителях фестиваля, открыв тату-салон для пожилых людей. Зрители старше 65 лет смогут бесплатно сделать там себе татуировку, выбрав для нее изображение из работ участников фестиваля разных лет. Берлинская группа Peles Empire установит скульптуру в центре Мюнстера, реконструировав историю послевоенной реставрации городских фасадов.
В этом году фестиваль обещает быть особенным и даже революционным по части новшеств. Во-первых, значительно расширится его география: теперь скульптуры участников можно будет увидеть не только в центре Мюнстера, но и в окрестностях. В то время как основные проекты будут сосредоточены вокруг Theater im Pumpenhaus и Вестфальского музея искусства и истории культуры, часть выставки переместится на расстояние 5 км от центра Мюнстера, а еще часть и вовсе пройдет в 30 км от него, в соседнем городе Марле. Индустриальный Марль скромнее Мюнстера: если последний насчитывает 300 тыс. жителей, то в первом их всего 80 тыс. Марль был выбран еще и потому, что политика его реконструкции после Второй мировой войны была диаметрально противоположна мюнстерской. В 1960-е годы архитекторы Йоханнес Хендрик ван дер Брук и Якоб Беренд Бакема выстроили центр Марля в модернистском стиле, что контрастирует с Мюнстером, где после войны восстанавливали исторический облик города.
Еще одно новшество: в этом году впервые будет расширен привычный формат фестиваля, в программу которого включен перформанс, причем на любой вкус. Здесь не только выступят профессиональные перформансисты и танцовщики, но и сами зрители будут вовлечены в перформативные действа. Theater im Pumpenhaus — одна из площадок для сценических представлений. В течение всего фестиваля тут будут проходить выступления Gintersdorfer/Klaßen — объединения европейских и африканских танцоров, затрагивающих в своих постановках тему культурных и национальных противоречий. Во дворе театра художник Арам Бартоль зажжет виртуальный костер, от которого посетители смогут зарядить свои мобильные телефоны. Неподалеку студенты Мюнстерской академии художеств будут проводить сессии арт-медитации, присоединиться к которой приглашают зрителей. Хедлайнером фестиваля станет хореограф и художница из Бухареста Александра Пиричи, выступления группы которой можно вспомнить по недавно прошедшей Manifesta в Петербурге. На этот раз ее перформанс в Зале мира вдохновлен Вестфальским мирным договором, который был заключен в Мюнстере в 1648 году. Соглашение, завершившее Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи, закрепило концепцию суверенитета европейских государств и положило начало «всеобщему объединению» — перформанс явно обращается к современной ситуации в Евросоюзе.
Городские площадки Мюнстера и Марля
Скульптурные проекты (Skulptur Projekte Münster)
10 июня – 1 октября