18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Cartier как двигатель прогресса

№54
Материал из газеты

Легендарный бренд в движении и статике на выставке в Музее дизайна в Лондоне с Норманом Фостером в роли куратора

В конце мая в лондонском Музее дизайна открылась выставка «Cartier в движении». Посвящена она часам Cartier, по большому счету только двум моделям — Santos и Tank, хотя в экспозиции встречаются, конечно, и другие модели, трепетно собранные из фондов Cartier Paris и Cartier New York (две модели предоставлены правящей семьей Монако — личные часы князя Ренье). Есть уникальные — самые ранние Santos 1912 года и Tank 1920 года, которые прежде никогда не экспонировались, но это все тонкости, интересные профессионалам и коллекционерам. Для остальных Норман Фостер (да, знаменитый архитектор, автор лондонского City Hall, потолков Британского музея и вокзала King’s Cross и еще нескольких десятков громких проектов), выступивший куратором выставки, придумал отличную концепцию — вписал часы Cartier в историю технологий и дизайна ХХ века.

Поэтому первое, во что вы упираетесь взглядом прямо при входе, — это не часы Cartier Santos, а реплика планера Demoiselle Сантоса-Дюмона в натуральную величину. И связь Cartier с полетами и с началом истории аэронавтики — это именно тот крючок, на который был пойман Норман Фостер. Его первая реакция на предложение выступить куратором часовой выставки была, скорее, отрицательной: «Где я, а где такие мелкие формы, как часы, пусть и известного, уважаемого бренда?!» Сантос-Дюмон примирил архитектора с размерами главных героев будущей экспозиции и подарил отличную концепцию — посмотреть на малые формы через большие, на дизайн — через инженерно-технический прогресс и показать, как в дизайне часов Cartier преломлялись важные мировые события — от первых полетов на аэропланах с фанерными крыльями и сиденьем для пилота, переделанном из венского стула, до сверхзвуковых «конкордов» и покорения космоса. Таймлайн, где экспонат показан в окружении того, что еще происходило в это время, не является экспозиционным откровением, но оттого не становится менее захватывающей историей. Очень полезно увидеть, что, например, новая модель Ballon Bleu de Cartier появилась на свет одновременно с Tesla Rodster, Airbus 380 и Tokai Challenger Solar, а циферблат первых Tank Cartier сильно напоминает площадь Триумфальной арки, снятую с высоты птичьего полета (результат реновационной деятельности барона Османа).

Эти связи между градостроительством, техническим прогрессом, индустриальным дизайном вообще и дизайном часов одной марки в частности, наверное, мог увидеть только человек со стороны, обладающий большой долей воображения, так что выбор Фостера в качестве куратора, хоть и выглядит неожиданно, оказался лучшим решением. «Мне было интересно показать, как эти небольшие элегантные объекты соотносятся с остальной человеческой жизнью и ее эволюцией во времени», — говорит Норман Фостер, не скрывая, что для него самого многие вещи оказались откровением. Например, прямая связь формы часов Cartier Tank и первого танка. «Это очень важно — дать людям увидеть связь между военной машиной, которая полностью изменила сам формат ведения войны, и маленьким предметом, созданным для повседневной мирной жизни, их разность и созвучие, связь между ними, которая проявилась в строгих формах и жестких линиях». Так же, как новый, «металлический» дизайн Cartier Santos 1979 отразил новую веху в самолетостроении — более реактивную и агрессивную.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+