Презентация каталога «Готика Просвещения. Юбилейный год Василия Баженова» — книги-билингвы, выпущенной к одноименной выставке фондом IN ARTIBUS, монументального во всех смыслах.
По сути, этот двуязычный (все русские тексты дублируются здесь английскими), превосходно иллюстрированный каталог является не только изданием, описывающим выставку, поделенную между Государственным музеем архитектуры им. А.В. Щусева и фондом IN ARTIBUS, но и коллективной монографией, в восьми статьях наглядно показывающей самые различные изводы «готической темы» в русской архитектуре и непосредственно в творчестве Василия Баженова.
Подробно: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4411/
Бригитт Хаманн «Гитлер в Вене. Портрет диктатора в юности» / Пер. с нем. О. Козанковой. Москва, «Ад Маргинем Пресс», 2016
Могут ли искусство и культурная среда сформировать диктатора? Историк Бригитта Хаманн, автор «Гитлера в Вене», убеждена, что да. Она описывает столицу империи накануне Первой мировой такой, какой ее видит провинциал, живущий на копейки. И это не Вена fin de siècle, город Зигмунда Фрейда, Густава Малера и Артура Шницлера, но город «маленьких людей», ютящихся в мужских общежитиях, обиженных женщинами и властью, не понимающих интеллектуалов, считающих культуру модерна слишком интернациональной, восприимчивых к теориям расового превосходства над теми, кто эту культуру создает.
Подробно: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4519/
К самой большой выставке весны Третьяковская галерея выпустила сборник статей, таких же противоречивых, как и время, которое описывают 25 авторов.
Это одновременно и толстый том статей о советском времени больших надежд, и каталог выставки в Государственной Третьяковской галерее. Книга, эффектно выпущенная с закругленными углами, казалось бы, устроена по тому же принципу, что и экспозиция: представление нового стиля, проявившегося в разных визуальных искусствах и архитектуре, точнее, возвращение в СССР модернизма и, как следствие, нового мышления. Ну а новое мышление, как известно, было разрешено после смерти кровожадного диктатора и затронуло все области жизни, в том числе литературу и политику. Удивительно, но книга и выставка оставляют противоположные впечатления: в музейном пространстве — общей шумной скороговорки, в нарядном томе — исследовательского многоголосия.
Подробно: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4447/
Каталог выставки «Константин Сомов. Живопись. Графика. Печатная графика. Фарфор. Фотоархив». 2017
По сути, перед нами сборник научных трудов: шесть больших статей плюс составленная Еленой Яковлевой хроника жизни и творчества Сомова, которые предваряются вступительными текстами директора галереи Кристины Березовской и внучатой племянницы художника Анны Михайловой.
Подробно: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4462/
Романтическая хроника воспоминаний художника Бориса Мессерера о своей жене Белле Ахмадулиной, представленная автором на ярмарке в «Гараже, погружает в самую сердцевину советского застоя и неофициальную советскую культуру
Понятно, что в такой книге отдельные большие главы обязательно должны быть посвящены Владимиру Высоцкому и Булату Окуджаве, Иосифу Бродскому и Майе Плисецкой, однако самые интересные и живые ее части связаны с театральными постановками Мессерера и его собственными выставками, когда он был не наблюдателем, транслирующим общеизвестное, но самым что ни на есть непосредственным участником творческого процесса.
Подробно: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4257/
Изабель Грав «Высокая цена: искусство между рынком и культурой знаменитости». Москва, «Ад Маргинем Пресс»/»Гараж, 2016
Автор дает свое объяснение невероятному интересу, который теперь вызывает искусство у зрителей любого социального статуса: мир искусства предлагает множество «привлекательных способов интеграции». Светские вечеринки на вернисажах и очереди на выставках — это знаки желания быть причастными к чему-то одновременно гламурному и высокодуховному. Ничего крепче этого коктейля современная действительность, кажется, не предлагает.
Подробно: http://www.theartnewspaper.ru/posts/4298/
Автор криминальных романов выпустил академическую биографию Марка Шагала, вышедшую в серии «Очерки визуальности» издательства «Новое литературное обозрение».
«Родина. Марк Шагал в Витебске», небольшая книга белорусского прозаика (между прочим, автора детективов) и искусствоведа Виктора Мартиновича, относится именно к академическим выпускам серии, представляя собой междисциплинарное исследование: искусствоведение и история сплетены здесь довольно плотно. В конце 2014 года автор подробно изучал в венском архиве тонкости биографии Шагала, который, кстати, был склонен путать карты будущим исследователям, мифологизируя некоторые события из своей жизни. Были ли на то причины? Видимо, да.