18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Вызывающее искусствознание

№54
Материал из газеты

Вызывающее искусствознание питерского ученого Ивана Чечота

Два художника ХХ века, Макс Бекман и Арно Брекер, чьи имена вынесены в заглавие книги, хронологически почти совпадают, так что решительное межевание «от и до» может относиться только к стилистической разнице — ведь это одни из самых несхожих художников в истории немецкого искусства XX века. Иван Чечот, германист, чьей темой кандидатской диссертации были основные понятия истории искусства Генриха Вёльфлина, — выдающийся мастер формального анализа, что продолжает годами привлекать слушателей на его лекции.

Книга с подзаголовком «Статьи и фрагменты» открывается двумя большими незаконченными текстами — «Бекман и Рембрандт», посвященным памяти старшего коллеги, эрмитажника Бориса Зернова, и о «Вакхе» Рубенса. Публикация чего-то среднего между черновиками и дневниками, конечно, обнажает процесс мышления, но при ныне здравствующем авторе выглядит определенным кокетством или же интеллектуальной позой, которую точнее будет назвать вызовом.

Интеллектуальный вызов — суть всей деятельности Чечота, от статей и преподавания до экскурсий со студентами. Почти 700 страниц большого формата заполнены убористым шрифтом при полном отсутствии иллюстраций — помимо издательских резонов, в этом есть все тот же вызов, брошенный прежде всего нашей ленивой, все чаще полагающейся на Интернет памяти.

Чечот — убежденный и последовательный антипрогрессист. Уже в начале сборника можно встретить следующий пассаж: «Ответить на вопрос, что такое художественное, можно, только встав на точку зрения трансцендентного и трансисторического духа, то есть сойдя с позиций едва преодолимого либерально-интеллигентского позитивизма и релятивизма». Так или иначе эта мысль повторена и в других его текстах, будь то эволюция художественного кружка Ворпсведе или разбор искусства современного калининградского художника Юрия Васильева.

В сборник вошло несколько переводов Чечота: Генрих Вёльфлин, Годфрид Бенн и малоизвестный в России консервативный публицист конца XIX века Юлиус Лангбен. Кажется, впервые в отечественном искусствознании предпринят анализ искусства и жизненного пути Арно Брекера как «нашего современника».В текстах Чечота возникает свойственная ему как лектору вербальная возгонка. За всякой строчкой узнаются хорошо знакомые многим его слушателям приемы и интонации. Однако на письме они теряют неоспоримость, пропадает существенная доля убедительности, и Арно Брекер как был, так и остается всего лишь посредственным скульптором неоклассического направления.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+