С 1 августа в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева впервые в России покажут главные перформансы немецко-британского художника, запрещающего документировать свое искусство, — Тино Сегала. Обладатель «Золотого льва» 55-й Венецианской биеннале предпочитает называть их «ситуациями» или даже «ритуалами», и таких в программе запланировано семь. В залах Новой Третьяковки пройдет четыре из них: «Поцелуй», в котором перформеры копируют поцелуи из произведений искусства, от Огюста Родена до Джеффа Кунса; перформанс «Вместо того, чтобы позволять чему-либо возноситься к твоему лицу, танцуя Брюса и Дэна и другое», в котором лежащий актер, медленно двигаясь по полу, застывает в позах Брюса Наумана и Дэна Грэма; а также «Это пропаганда» и «Это новое». Во флигеле «Руина» Музея архитектуры с интервалом в три недели представят другую версию «Поцелуя» и «Эту вариацию», а ситуация «Этот прогресс» будет создаваться на протяжении всего времени работы выставки. Они будут показываться поэтапно, раз в три недели, вплоть до 14 сентября. Главная роль во всех спектаклях отводится зрителям, чье поведение, по замыслу Сегала, и является содержанием произведения. «Такое творчество расширяет физическое бытование искусства, вместо того чтобы загромождать и так перегруженный вещами мир», — добавляет автор.
Тино Сегал окончил Берлинский университет Гумбольдта и Университет искусств Фолькванг, где изучал политическую экономику и танец. Начинал как хореограф, впоследствии перешел на территорию искусства, и с тех пор его «ситуации» случались на главных арт-фестивалях и в главных музеях мира: в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, в Тейт Модерн в Лондоне, в Стеделейк-музее в Амстердаме, на Берлинской, Шанхайской, Венецианской биеннале и Documenta. Три года назад он придумал перформанс «Агора» на открытом воздухе. В нем философы вовлекали ничего не подозревающих туристов у древнегреческих руин в диалог в духе сократовских бесед. Нечто подобное происходило и во время «Прогресса» в Музее Гуггенхайма: посетители, поднимаясь по лестнице, вели философские разговоры о сути прогресса сначала с ребенком, затем с юношей, потом со взрослым мужчиной, наконец, со стариком.
Смыслу подобных проектов, их роли в развитии современного искусства в Москве будет посвящена серьезная образовательная программа. Часть лекций коснется взаимодействия визуального искусства и пластики, другая — влияния географии, гендера и политики на художественное пространство во всем мире. Помимо Третьяковской галереи и Музея архитектуры, лекции пройдут в Государственной галерее на Солянке.