Несмотря на скептицизм аналитиков, впечатляющие результаты весенних аукционов в Лондоне и Нью-Йорке свидетельствуют о том, что арт-рынок стабилизируется, а коллекционеры готовы платить большие деньги за выдающиеся и ранее не засвеченные произведения. В этом году число участников Art Basel увеличится до 291. Это галеристы и дилеры из 34 стран мира, которые приедут в Базель во всеоружии.
Диапазон представленного искусста, как всегда, максимально широк: это произведения модернистов начала ХХ века, послевоенное искусство и работы современных художников, классиков и начинающих. Завсегдатаи ярмарки — такие акулы арт-бизнеса, как международные Marlborough Gallery, Hauser & Wirth и Gagosian Gallery, a также парижская Gallerie 1900–2000, нью-йоркская Helly Nahmad и мюнхенская Galerie Thomas.
Cреди участников главной ярмарки на этот раз 17 новичков, а 3 галереи — Susanne Vielmetter Los Angelеs Projects из Лос-Анджелеса, берлинская Kraupa-Tuscany Zeidler и Salon 94 из Нью-Йорка — были повышены до участия в основной секции под названием Galleries (в ней представлено 226 галерей).
В разделе Statements, состоящем из нескольких подготовленных галереями персональных выставок молодых и перспективных художников, примут участие восемь дебютантов, в том числе каирская Gypsum Gallery, Hopkinson Mossman из новозеландского Окленда, шанхайская Antenna Space. Последняя представит инсталляцию 2017 года «Освежитель воздуха. Спрей» китайского художника Гуань Сяо. Здесь же галерея Silverlens из Манилы покажет видеоинсталляцию филиппинской художницы Марты Атьенсы «Наши острова». Другие секции ярмарки отданы под курируемые экспозиции (Feature), некоммерческое искусство, в том числе произведения большого формата, перформанс и видеоарт (Unlimited), тиражную графику и результат сотрудничества художников и издателей (Edition), художественное освоение городской среды (Parcours), журналы, посвященные современному искусству (Magazines); и наконец, еще одна важная часть Art Basel — программа кинопоказов Film.
Отбором лент о художниках или созданных самими художниками занимается куратор, специалист по видеоарту Макса Золлер. На этот раз практически каждый фильм, отобранный Золлер, откликается на наиболее болезненные темы современности и затрагивает политические проблемы: радикальный ислам и гражданская война в Сирии (Also Known As Jihadi (2016) французского художника и документалиста Эрика Бодлера), казалось бы позабытые травмы войны в Корее, вновь приобретающие актуальность на фоне обострения отношений КНДР и США (The Swim (2017) китайского концептуалиста Хэ Сяньюя). Тринадцатого июня пройдет мини-ретроспектива британской кинематографистки югославского происхождения Бреды Бебан. Политическую окраску носят работы современных художников и в других разделах ярмарки. В Statements берлинская галерея Arratia Beer покажет инсталляцию Омера Фаста из двух частей, представляющую, по сути, онлайн-трансляцию боевой стрельбы, полученную с помощью американского дрона. А в секции Untitled можно будет увидеть картонный настенный трофей, составленный из плакатов с протестных акций феминисток, — работу американской художницы Андреа Бауэрс.
Важной частью ярмарки является дискуссионная программа. В этот раз одна из сессий будет посвящена российскому концептуализму, тему обсудят художник Вадим Захаров и исследователь Маргарита Тупицына. Модератором выступит куратор «Гаража» Екатерина Иноземцева.
Наконец, в рамках Parcours швейцарская художница Клаудиа Комте преобразует площадь Мессерплац в своеобразный парк культуры и отдыха. Проект под названием «Сейчас я выиграл» (по-английски это палиндром Now I Won) курирует Чус Мартинес. Огромная скульптура Комте разместится в окружении площадок для игр в дартс, мини-гольф и боулинг.
Помимо собственно Art Basel, в городе одновременно проходят и другие ярмарки: Design Miami/Basel, Photo Basel, Scope Basel, Volta 13, Международная ярмарка молодого искусства и «Я никогда не читаю» — ярмарка книг по искусству.