Ярмарка классического искусства TEFAF (The European Fine Art Fair) ежегодно заказывает подробное исследование состояния художественного рынка. Толстый том с цифрами и графиками, характеризующими положение дел на арт-рынке за прошлый год, — один из основных источников информации для аналитиков всего мира. В этом году организаторы ярмарки сменили автора исследования — им стала Рейчел Паунелл. Экономист, доктор Клэр Макэндрю, занимавшаяся этим прежде, перешла в команду ярмарки искусства ХХ века Art Basel и представила свой отчет, подготовленный при поддержке UBS, на Art Basel Hong Kong. Опубликованные с разницей в несколько недель конкурирующие отчеты содержат противоречащие друг другу цифры и принципиально разную оценку ситуации. Мы предлагаем вам выдержки из отчетов и мнения некоторых участников арт-рынка о методиках и результатах исследований.
Сложность определения объемов арт-рынка широко известна. Согласно отчету TEFAF, в 2016 году объем аукционных и частных продаж в мире достиг $45 млрд, что на 1,7% больше, чем в 2015 году. Однако в выполненном по заказу Art Basel и UBS отчете Клэр Макэндрю объем того же рынка оценивается в $56,6 млрд, что на 11% меньше, чем годом ранее.
Авторы обоих отчетов стараются включить в свои исследования легальных дилеров древностей и произведений искусства со всего мира, а не только из общепризнанных художественных центров; обе работы позиционируются как представляющие точную, если не строго научную, оценку рынка. Откуда же столько противоречий?
По словам специализирующегося на рынке искусства предпринимателя Магнуса Реша, основная проблема — это «огромный пробел в данных», связанный с непрозрачностью сферы частных продаж, составляющих более половины объема рынка — до 62,5%, согласно подсчетам Рейчел Паунелл.
Стремясь сузить определение такого понятия, как «дилер древностей и произведений искусства», Паунелл, новая методология которой почти на треть уменьшила объемы рынка, опиралась на различные источники, в том числе на официальную статистику и финансовые базы данных (такие как Orbis). Однако, по мнению Реша (он проводит собственный опрос 8 тыс. галерей в США, Великобритании и Германии), официальные данные «крайне ненадежны», а Orbis отслеживает лишь компании с оборотом от £6,5 млн, то есть его информация искажена в пользу крупных игроков.
Оба отчета также частично основаны на сведениях, полученных из анонимных опросников для галерей, отличавшихся по объему и сложности. Из 7 тыс. дилеров, которых попыталась опросить Паунелл, ответы были получены от 5%. Макэндрю получила ответы от 17% из 6,5 тыс. дилеров, а в прошлом году, когда она составляла отчет для TEFAF, ответили 14%. Реш, получивший для своего «Мирового отчета о художественных галереях», опубликованного в марте издательством Phaidоn, ответы от 16% опрошенных, называет это «высоким показателем по сравнению с другими онлайн-опросами в исследовательских кругах».
Арт-экономист Роман Кройсль считает, что было бы полезнее узнать, кто именно отвечает на вопросы от лица галерей и кто утверждает эти цифры. «Необходимо, чтобы год за годом на вопросы отвечали одни и те же люди из одних и тех же галерей», — говорит он. Кройсль уверен, что участвовать в опросе должны все представленные на TEFAF и Art Basel дилеры, а его результаты нужно публиковать онлайн, пусть и анонимно.
Если аукционные продажи в 2016 году упали, то дилерские выросли — на 3%, по подсчетам Макэндрю, или на 20%, по версии Паунелл. Аналогичного мнения придерживается исполнительный директор лондонского арт-консультанта Beaumont Nathan Том Майу, который говорит, что в 2016 году частные продажи начали завоевывать популярность. «В периоды экономического спада такие сделки воспринимаются как менее рискованные», — объясняет он. При этом Майу охарактеризовал текущие оценки частного рынка как «в лучшем случае субъективные, а следовательно, не такие надежные, как оценки открытых сегментов рынка».
По мнению коллекционера и финансиста Алена Серве, одна из опасностей заключается в том, что представители других, не художественных отраслей, например потенциальные инвесторы в искусство, полагаются на общие показатели этих отчетов, игнорируя различия между сегментами и их объемом, что может привести к слишком оптимистичным прогнозам.
В конце концов, полагает директор нью-йоркской консалтинговой компании Levin Art Group Тодд Левин, этот рынок следует оценивать не количественно, а в первую очередь качественно. «Вот почему две работы Пикассо, написанные в один и тот же период и на одну и ту же тему, могут продаваться за разные суммы, — говорит он и вспоминает старый афоризм: — Статистику можно заставить говорить, о чем хочешь. А на таком непрозрачном рынке — тем более».