Что делать начинающему художнику, чтобы его стоимость неуклонно росла? Как мэтру российского рынка войти в круг лидеров продаж не только в нетрезвой компании на вечеринках Miami Art Basel? Что понимать под стоимостью искусства и как она устанавливается? Еженедельно мы будем брать для разбора российских художников, как признанных, так и молодых, и стараться понять причины их текущего положения на рынке.
Сразу определим правила игры. Мы просветим карьеру художника на предмет составляющих его рыночной стоимости: ступень развития карьеры, наличие работ в значимых частных коллекциях и публичных музеях, информационная активность (наличие интернет-сайта, блогов и внимания СМИ), количество и периодичность выставок, участие в конкурсах, резиденциях и грантовых программах. Но в первую очередь мы будем судить о художнике по результатам аукционных продаж как единственном публичном источнике цен.
Выставочная история художника имеет первостепенное значение при описании провенанса его произведений. Наряду с результатами предыдущих торгов и публикациями в каталогах данные об экспонировании предмета искусства включаются в аукционный каталог, формируя эстимейт. Понятие «предаукционная выставка» (организованная домом накануне публичных продаж для работы с предполагаемым покупателем) с тем же успехом применимо к частной инициативе менеджмента художника экспонировать его искусство незадолго до торгов на статусной площадке. В то же время многие коллекционеры, желающие успешно реализовать работу из собственного собрания, следят за выставочным графиком мировых музеев: если через два сезона планируется ретроспектива Малевича, следует бронировать место на торгах — их Малевич может быть продан по хорошей цене на волне локального шторма в информационном поле.
11 февраля 2014 года в лондонской галерее Pace, международной сети, имеющей выставочные пространства также в Нью-Йорке, Пекине и швейцарском Цуоце (месте приземления состоятельных горнолыжников, стартовавших из Санкт-Морица), открылась персональная выставка российского художника Павла Пепперштейна. В отличие от большинства русских торгов, интересных только российским СМИ, выставка собрала хорошую прессу. Британскую one. А наши издания проснулись лишь после гневного призыва директора галереи Paperworks Елены Бакановой в Facebook: почему об этом факте до сих пор никто не написал? Заметим, что сама Баканова никогда не представляла интересы художника, а также то, что успех Павла Пепперштейна в Лондоне отечественная пресса обошла стороной по очень показательной причине: о выставке она не знала.
Скажем откровенно: винить российские СМИ язык не поворачивается. Мало кто просматривает календари выставок ведущих мировых галерей, ожидая увидеть там русское имя, все привыкли к пресс-релизам. Тем не менее наши современные художники действительно выставляются за рубежом, но очень часто об этом забывают напомнить. Если на ком и лежит вина за упущенные статьи в личное пресс-портфолио, так это на самом Павле Пепперштейне.
Павел Пепперштейн, единственный из ныне живущих российских художников, работы которого были представлены на одних торгах 11 лотами. Родился в 1966 году в Москве в семье художника Виктора Пивоварова и поэтессы Ирины Пивоваровой. Образование получил в Праге, в Академии изящных искусств. Один из создателей арт-группы «Инспекция «Медицинская герменевтика» (1987). Автор и идеолог течения «психоделический реализм» и термина «хроношовинизм». С 1995 по 2014 год провел около 50 персональных и групповых выставок в Великобритании, Германии, Израиле, Италии, Канаде, России, Финляндии, Франции и Швейцарии. Среди наиболее значительных площадок — Третьяковская галерея, Русский музей, Лувр и Центр Помпиду. Работы находятся в музеях и частных собраниях России и стран Европы. В 2009 году участвовал в Венецианской биеннале как один из художников российского павильона и основного проекта. Наряду с живописью, известен как литератор, критик и теоретик искусства. Номинант на российскую литературную премию «Национальный бестселлер — 2006» за роман «Мифогенная любовь каст». «Писатель года» по версии журнала GQ в 2007 году. Официального интернет-сайта не имеет, в виртуальной среде присутствует в личном блоге на Snob.ru. Живет и работает в Москве.
«Литература для меня вообще неприбыльная, а живу я исключительно на изобразительное искусство […] Я очень не люблю, когда они (произведения искусства. — ДБ) как-то залеживаются мертвым грузом, стараюсь, чтобы все было на рынке, в галереях, чтобы все покупалось», — говорит Павел Пепперштейн в личном блоге на Snob.ru. Поверим художнику на слово или эксгумируем его мертвый груз?
На 28 февраля 2014 года Павел Пепперштейн был представлен 49 работами на 21 аукционе, из них:
17 международных домов,
4 российских дома.
Аукционная летопись художника началась в 2006 году на Sotheby’s в Нью-Йорке. Работа без названия 2004 года со стилизованным изображением американского флага ушла ниже эстимейта: $1,4 тыс. при оценочной стоимости $2–3 тыс. Следующие три лота выставил на торги Bonhams в сезонах 2006–2007 годов: первый лот ушел за £1,8 тыс. (эстимейт £1,5–2 тыс.), два других — за одинаковую сумму £2,4 тыс. (эстимейт £2,5–3 тыс.).
Первым преодолел барьер оценочной стоимости парижский ArtCurial в октябре 2007 года: за €3,3 тыс. при эстимейте €2–3 тыс. была продана акварель The Little Red Hood, созданная годом ранее. В том же сезоне Bonhams вывел на публичные торги сразу три работы Павла Пепперштейна, две из которых превзошли эстимейт (£3,4 тыс. и £4,2 тыс. при оценке в £2–3 тыс.), одна акварель была продана в промежутке между резервной стоимостью и нижней границей (£1,8 тыс. при оценке £2–3 тыс.). Отмечаем, что все три работы в 2005 году экспонировались в лондонской галерее Sutton Lane на персональной выставке художника, что нашло отражение в провенансе и, как следствие, в результатах продаж.
В 2008 году в игру вступил московский аукционный дом «Совком», реализовав работу 2007 года за €2,8 тыс. при оценочной стоимости 44 тыс. руб. Данные о выставочной истории произведения не сообщались: то ли не успели подготовить, то ли была уверенность в конкретном заинтересованном коллекционере. В том же сезоне две работы — «Всадник революции» и «Развевающийся флаг» (обе 2005 года) — выставил на торги Bonhams: при одинаковом эстимейте £4–6 тыс. всадник с советским флагом ушел за £4,6 тыс., а с американским — за £2,6 тыс., что косвенно указывает на национальную принадлежность покупателя.
Важный момент: до этого времени на торги выставлялись лишь работы художника, выполненные на бумаге — тушью, чернилами, акварелью и гуашью. В июне 2008 года впервые на аукционе появилась отметка «холст, масло, акрил». Появилась, впрочем, неудачно: Phillips de Pury не смог продать две работы Пепперштейна 1996 года при эстимейте £6–8 тыс. В провенансе значилось «приобретено у автора», выставочная история указана не была. Осторожный Bonhams полгода спустя решил повторить успех с бумагой и акварелью, но также потерпел неудачу (оценочная стоимость обеих непроданных работ составила £3–5 тыс.).
А вот Sotheby’s в сезоне 2009 года пошел, казалось, по верному пути — принял две работы художника, экспонировавшиеся на персональной выставке в парижской Galerie Iragui в 2004 году. Результат: реализована лишь одна, за £5 тыс., при одинаковом эстимейте £4–6 тыс. Кто-то в цепочке «прежний владелец — аукционный дом — новый владелец», очевидно, забыл, что Париж более не столица арт-рынка, а кто-то, наоборот, хорошо помнил это.
Что не получилось у Sotheby’s, вышло у его прямого конкурента, Christie’s. Осенью 2009 года на торги была выведена работа без названия, ранее принимавшая участие в персональной выставке художника в лондонской Sutton Lane в 2005 году. Владельцем значилось частное лицо, которое приобрело работу у Sutton Lane по итогам выставки. В сумме это вылилось в аукционный рекорд, €11,3 тыс., при эстимейте €3–4 тыс. Мы не беремся утверждать, что за продажей стояла сама галерея, которая выставила на аукцион одну работу Пепперштейна для повышения ликвидности других, продаваемых в частном порядке, но, если так, это заслуживает конспектирования. Необходимо отдельно отметить и участие Пепперштейна в 2009 году в 53-й Венецианской биеннале, после которого резко возрос эстимейт его произведений (по слухам, его работы едва не возобновили запрещенную с 1968 года практику продаж прямо со стен венецианского павильона — таким был наплыв желающих получить Павла Пепперштейна не дожидаясь ярмарок и аукционов. Впрочем, слухам в данном материале не место).
Сезоны 2010–2012 годов были небогаты на аукционные прецеденты, и отдельные факты общей картины не нарушают: были и успешные продажи в Кельне (Lempertz, две работы по €3,6 тыс. при эстимейте €3 тыс.), и неудачные попытки Phillips de Pury (эстимейт был стремительно задран до £12–18 тыс.) и московской галереи «Литкабинет», выставившей на торги шелкографию и литографию на бумаге авторства Пепперштейна. Однако за этот период художник разжился роскошной рецензией газеты Guardian (на всякий случай напомним, что один из лучших арт-критиков мира, Джонатан Джонс, работает именно в этом общественно-политическом издании), которая даже наградила его титулом «художник недели», чему способствовали выставки в лондонских галереях Orel Art и Haunch of Vension.
Самым интересным, с нашей точки зрения, является прошедший, 2013 год. Он начался с аукциона, проведенного новым брендом Vladey (владелец аукционного дома и галереи «Риджина» Владимир Овчаренко официально представляет Павла Пепперштейна в России). Первые торги были неудачными для художника: работа «В пустыне» (2003, холст, масло, 40 х 200 см) не нашла покупателя со свободной стеной при эстимейте €20–25 тыс. К слову, для российского покупателя оценочная стоимость завышена не была, ибо Овчаренко-аукционист знаком с публикой Овчаренко-галериста. На втором аукционе Vladey подготовленный покупатель освободил пространство для другой работы, «Красная пирамида» (холст, масло, 70 х 190 см), имевшей, кроме эстимейта €30–40 тыс., еще и философское обоснование Пепперштейна, в данном случае как литератора: «В 8888 году практически все жители города Россия добровольно примут участие в грандиозном научном эксперименте. Средствами науки город будет уменьшен, накрыт красной пирамидой и законсервирован на срок 200 лет, в течение которых все жители будут находиться в состоянии летаргического сна. По истечении 200 лет красная пирамида исчезнет, а все жители города Россия пробудятся абсолютно здоровыми…» Ушло за €25 тыс. — словом, за здоровье нации больше не дали. Вторая работа была продана за €6 тыс. при оценочной стоимости €6–8 тыс.
Phillips, укоротив состав учредителей и собственное название, осенью продал работу Talking Clouds at 2999 за £10 тыс. при эстимейте £8–12 тыс., когда началось самое интересное. 25 ноября состоялись первые объединенные торги бывшего соцлагеря Sotheby’s Contemporary East, которым выдавались справедливые авансы по части смешения покупателей из СНГ и стран Европы. Больше всех авансов получил Павел Пепперштейн: среди 33 представителей России наибольшим числом лотов — 11 работ — был представлен именно он (Григорий Гурьянов имел четыре лота, остальные — один-два). Еще шесть произведений художника были отданы на проходившие в тот день «официальные» русские торги Sotheby’s. Семь работ проданы не были, в восьми случаях зафиксировано превышение эстимейта, причем есть и аукционный рекорд: Capsule 1995 года ушла за £22,5 тыс. при оценочной стоимости £10–15 тыс. Чем примечателен этот случай? Во-первых, в провенансе работ в аукционном каталоге не значилось имя владельца, однако оно известно: на торги Павла Пепперштейна выставила галерея Sproviery, экспонировавшая художника в Лондоне в 2000 и 2004 годах. Во-вторых, знающие коллекционеры наверняка держали в голове предстоящую выставку художника в галерее Pace, поднимая свои номера на торгах. Знала ли о выставке галерея-владелец? Естественно. Логично предположить, что ей также было известно либо о готовящейся новой серии работ Павла Пепперштейна, либо о том, что после выставки в Pace официально торговать его искусством в Лондоне будет либо юридически невозможно, либо просто невыгодно: отсюда решение избавиться от «старого» Пепперштейна скопом. «Но у Sproviery есть площадка в Рио», — возразит осведомленный читатель. «Но и поклонников Пепперштейна на пляжах Копакабаны немного», — ответим мы.
Последним аукционом на текущий момент для художника стал Phillips, успешно реализовавший две работы в пределах эстимейта: £5 тыс. и £5,6 тыс. при £5,7 тыс. и £4,6 тыс. оценки соответственно.
Итого имеем: средний эстимейт на зарубежных торгах с момента аукционной экспансии остановился на отметке £8–10 тыс., прогнозируемо его увеличение после персональной выставки в галерее Pace. Различия в оценочной стоимости нескольких техник и использованных художником материалов обоснованны, также отмечаем увеличение эстимейта на внутреннем российском рынке, что характерно для многих отечественных художников и покупателей, привычных к ценам на первичном (галерейном) и непубличном вторичном (арт-дилеры, но разве таковые в России имеются?) рынке. Повторные продажи не зафиксированы.
Искусству Павла Пепперштейна объективно повезло с хорошей наследственностью: отец художника Виктор Пивоваров (58 работ на аукционных торгах, самая дорогая продажа — £145 тыс. на Phillips de Pury в 2008 году) наряду с Ильей Кабаковым является одним из основателей московского концептуализма в глазах не только России, но и Запада. Не случайны и первые сдвоенные международные выставки Павла Пепперштейна — с Пивоваровым, а затем и с Кабаковым. Кто-то назовет это протекцией, мы скажем: бэкграунд.
В творчестве Павла Пепперштейна, наряду со сложностью тем, проскальзывает удивительная прагматика. Его искусство — в стороне от конфликтов, а если касается общественно-политических взглядов, умело маскируется пространственной и временной недосягаемостью: здесь и 8888-й год, и 2999-й. Это очень важное качество для современного художника, если только его публичность не строится вокруг тюремного срока и разбросанных семечек — символа достатка твоей родной страны. Сразу же вспоминается драматург Григорий Горин, который вкладывал собственные мысли в уста известных персонажей, от Тиля Уленшпигеля до барона Мюнхгаузена: большинство сочтет уроком истории, поймут единицы, а не придерется никто. Хотя если назвать свою работу Yankee Go Home, то тебя не продаст даже пророссийский Phillips.
Обратим внимание и на характерную для художника узнаваемость работ: Павла Пепперштейна не спутаешь ни с кем в аукционном каталоге русских торгов. Ранее в наших материалах мы отмечали это как положительный маркетинговый фактор, а сегодня поставим перед читателем следующий вопрос: кто, по вашему мнению, чаще провоцирует подобную «однобокость» на рынке — аукционные дома, не меняющие узнаваемый стиль принимаемых работ после первых успешных торгов, осторожные владельцы или сами художники, начав в определенный момент рисовать лишь то, что продается?
В эти дни наш художник продается в галерее Pace. Многих удивило, что информацию об этом первым сообщил в прессу не Владимир Овчаренко, работающий с Павлом Пепперштейном как владелец галереи «Риджина» и аукционного дома Vladey. С 2003 года «Риджина» ежегодно проводит персональные выставки Пепперштейна в Москве, открыв последнюю в конце января 2014 года. За три сезона в Лондоне филиал московской галереи провел две выставки художника, после чего ушел с британского рынка. Допустим, за Овчаренко-галериста говорит профессиональная ревность. «Pace — хорошая галерея. И «Риджина» — хорошая галерея», — так прокомментировал он нам свою позицию. Но остается вопрос, почему не предал огласке информацию о галерее Pace Овчаренко-аукционист, ведь это способно положительно повлиять на эстимейт и итоговые продажи? К сожалению, приходится признать, что в цепочке «дружба с художником — контракт с художником — собственная галерея — собственный аукцион» отдельные звенья иногда страдают.
Более половины персональных выставок Павла Пепперштейна прошло за пределами России, и его потенциал позволяет рассматривать галерею Pace как очередную ступеньку. Однако, несмотря на врожденную скромность наших художников в совершенно неподходящий момент, сообщать о международном успехе, будь то свершившаяся продажа, выставочная история или простая фотография блинов с кленовым сиропом из заграничного отеля, нужно всем. Задумай известный функционер арт-рынка Ник Ильин стать художником, он был бы самым дорогим и успешно продаваемым из ныне живущих. Как говорил Федор Иванович Шаляпин, скромность — кратчайший путь к неизвестности.