Мнения местных художественных кругов о необходимости открытия в Брюсселе центра послевоенного и современного искусства, разумеется, разделились. Сторонники этой идеи уверены: новый музей, сформированный с помощью парижского Центра Помпиду, станет бельгийским ответом на рост влияния и институциональный успех Музея современного искусства в Нью-Йорке и Тейт Модерн в Лондоне. Критики же ехидно интересуются, почему город, ставший популярнейшим направлением арт-туризма, должен экспонировать работы из Парижа, когда в стране достаточно своих шедевров.
Предположительно новый музей откроется к 2020 году в переоборудованном гараже завода Citroën. После оплаты франшизы Центр Помпиду предоставит ему часть экспонатов из своих 120-тысячных фондов. Серж Лавинь, президент Центра Помпиду, отметил: парижане будут консультировать брюссельских коллег «относительно стратегии приобретения работ, схемы развития» и выставочных программ. Под руководством Лавиня французский музей последовательно проводит политику создания временных филиалов по всему миру. Таково, скажем, поп-ап-пространство в Сеуле, открывающееся уже через год.
Впервые мэрия Брюсселя объявила о превращении заброшенного гаража в музей три года назад, однако вскоре проект заморозили из-за разногласий между региональными и государственными властями. Правительству важнее реставрировать существующие музеи (например, Королевские музеи изящных искусств), тогда как региональное горит идеей перестройки гаража в спальном районе. Именно участие Центра Помпиду должно помочь мэрии закончить замороженный проект.
Между тем в бюрократические трения вмешалось влиятельное сообщество брюссельских коллекционеров. Многие из них считают, что потребность в главном музее современного искусства назрела давно. «Я поддержу любую инициативу развития бельгийской культуры, особенно в том, что касается современного искусства», — говорит коллекционер Рональд Розенбаум. Но есть мнение, что такой музей следует создавать самим, без иностранцев. «Да мы легко заполним три таких гаража Citroën послевоенным искусством!» — восклицает коллекционер Вальтер Ванхарентс. Cкептически настроена и Катерина Грегос, экс-директор ярмарки Art Brussels: «Идея сотрудничать с Помпиду — это больше про туризм и создание рабочих мест, про брендинг и продвижение города. Но она не вытекает из естественного развития, способного иметь смысл для города и страны». Есть опасения, что франшиза отберет возможности у других музеев, а они, по словам коллекционера Бенедикта ван дер Ворста, «не должны быть наказаны». Тем более что пресс-секретарь Центра Помпиду уже заявил, что проект с бюджетом €140 млн полностью профинансируют власти Брюсселя.
Но даже самые ярые критики признают: новый музей поможет местной экономике. «Да, это не лучшее решение, но оно станет ступенькой к чему-то большему для Брюсселя, Бельгии и всего европейского контекста», — резюмировала Грегос.