18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В эпоху рождения психоанализа

№54
Материал из газеты

Еврейское самосознание и формирование меценатства в Вене рубежа XIX–XX веков

Со своим Style and Se­duction («Стиль и искушение»), исследованием еврейской буржуазии Вены, занимавшейся архитектурным и культурным меценатством, искусствовед Элана Шапира вступает на почву, взрыхленную многочисленными дискуссиями. Тем более что интересует ее рубеж веков, когда Вена превратилась в современный город.

Проводя четкое различие между «еврейством» как набором черт, приписываемых этой нации антисемитами, и «еврейской самоидентификацией» как процессом исследования и утверждения этнической, религиозной и культурной субъективности, Шапира рассказывает о том, каким образом меценаты налаживали связи с еврейской и нееврейской культурой. Анализируя объекты, выполненные в разных стилях (от архитектурного историзма, сецессиона, модернизма и вплоть до авангарда), она показывает, как купцы использовали практику заказов для утверждения своей принадлежности к евреям или же, напротив, демонстрации отрыва от национальных корней.

Дворцы Эдуарда фон Тодеско и Густава фон Эпштейна — примеры того, как еврейские меценаты их поколения заявляли о своей идентификации с древнегреческой культурой, которая признавалась одновременно достоянием и еврейским, и общеевропейским. Архитектура помогала утверждению космополитических аргументов, восстающих против возрастающей консервативной реакции. Антисемитизм, процветавший в венской политической культуре, способствовал нагнетанию все более мрачной атмосферы, но размещение архитектурных заказов, совместное проектирование предоставили тогдашним венским евреям возможности для проявления своей идентичности и общения с нееврейскими соседями.

Элана Шапира описывает смелые архитектурные постройки, уютные интерьеры, скульптуры и картины, предметы быта в стиле модерн. Но самое важное — то, что она предлагает задуматься о роли евреев в искусстве, избегая соблазна преувеличить еврейскую идентичность, гомогенизировать взгляды евреев или представить «еврея» символической единицей, позиции которой определяются фактом происхождения. Вместо этого автор книги показывает, как венские меценаты докапывались до сути своего еврейства, одновременно позиционируя себя еще и с точки зрения классовой, гендерной и сексуальной идентичности, что было общепринято в ту эпоху.

Элана Шапира подчеркивает, что дальше в ХХ веке и при обсуждении последующих художественных направлений вопрос о значении этой самой еврейской буржуазной идентичности более не поднимался. А вот в Вене периода декаданса и психоанализа именно искусство и архитектура оказались экспериментальными полями, где еврейские меценаты спорили друг с другом и со своими немецкими соседями о возможностях политической культуры меньшинств. При этом они бесстрашно утверждали свое право как на национальное самоопределение, так и на ассимиляцию, казавшуюся некоторым из них несомненным признаком прогресса.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+