Впереди ударные и завершающие ярмарку Art Basel выходные в Базеле. Полным ходом идут кинопоказы в рамках некоммерческой секции Film (например, показывают фильм Стэнли Туччи Final Portrait об Альберто Джакометти с Джеффри Рашем в главной роли), а также проходят дискуссии об искусстве, музеях, художниках и арт-рынке в программе Conversations. Ну и разумеется, самое главное — искусство с начала ХХ века и до наших дней, привезенное в Базель лучшими галереями (в ярмарке Art Basel участвует на этот раз 291 галерея) из 35 стран. По предварительным оценкам, за шесть дней работы ярмарку посетят 100 тыс. человек, 15% из которых — особо важные клиенты, коллекционеры из мирового списка Forbes. Именно их активность позволяет некоторым дилерам сделать до 60% годового оборота на нескольких сделках в Базеле. Что касается суммарного оборота самой ярмарки, то его оценивают в €2,5–3 млрд.
Серьезные продажи случились еще в дни ВИП-превью 13 и 14 июня, когда на стендах галерей-тяжеловесов вроде Helly Nahmad Gallery, Hauser & Wirth, Gagosian и Pace было не протолкнуться, а на этикетках произведений искусства появлялись все новые и новые красные и зеленые точки (верный признак, что работа продана или забронирована). Вторник 13 июня выдался феноменально удачным (вроде бы общая сумма продаж достигла €55 млн), среда и четверг прошли не хуже. Повезло Hauser & Wirth (галерея родом из Цюриха с представительствами по всему миру, со стенда которой были разом проданы картины Филипа Гастона и Евы Гессе в общей сложности примерно на €16 млн). По соседству неплохо шли дела у лондонской галереи White Cube: продажа работ Георга Базелица, Энтони Гормли и Трейси Эмин принесла первый €1 млн буквально сразу после ВИП-открытия. В среду на стенде Gagosian еще не было этикеток («просто не успели», по словам представителя галереи, а потом, видимо, уже и смысла не было), зато, по слухам, топовые вещи были распроданы еще накануне, в том числе два варианта восковой семейной пары «Бруно и Йойо» Урса Фишера. Очень натуралистичное изображение галериста Бруно Бишофбергера и его жены было создано художником в 2015 году, а теперь красочные скульптуры из парафина украшают стенд галереи Ларри Гагосяна. Впрочем, обе имевшиеся в распоряжении галереи отливки нашли покупателей (где-то по €850 тыс. каждая). Подозреваю, что работы Лучо Фонтаны и Фрэнсиса Бэкона также уже проданы. Для галереи Pace ярмарка в Базеле началась в этом году с продажи картины Роберта Раушенберга за €900 тыс., но яркая живописная вещь Дэвида Хокни 1977 года вроде бы еще доступна за €5,8 млн.
Разумеется, сметают коллеционеры в первую очередь произведения мастеров послевоенного искусства либо живых классиков, а вот в сегменте современного искусства и цены пониже, и покупки совершаются не с такой молниеносной скоростью.
Что касается раздела модернизма, то здесь на крошечном пятачке (буквально два-три ряда стендов H2–H14 на первом этаже) собраны шедевры чуть ли не всех классиков искусства первой половины ХХ века: от Пабло Пикассо и Марселя Дюшана до Александра Родченко и Василия Кандинского — от ведущих галерей, в числе которых Marlborough Fine Art, Lévy Gorvy, Galerie Berinson, von Bartha и многие другие. Блестящую подборку привезла нью-йоркская Helly Nahmad Gallery: сразу несколько работ Жоана Миро в диапазоне от $6 млн до $20 млн, «Сидящий мужчина» Пабло Пикассо за $11 млн, композиция Василия Кандинского за $3,5 млн, картина Жоржа Брака за $4,5 млн. С семейством Нахмадов может конкурировать разве что блестящий тандем из дилеров Доминик Леви и Бретта Горви, бывшего главы международного отдела послевоенного и современного искусства Christie’s. На стенде Lévy Gorvy — монументальный Babyboom Жан-Мишеля Баскиа за $32 млн, натюрморт Пабло Пикассо с черепом ($7,2 млн), желтые цветы Энди Уорхола ($3 млн) и рисунок Сая Твомбли ($2,5 млн). Говорят, что на Баскиа уже есть предложение, но цену галеристы снижать не хотят, ссылаясь на недавнюю продажу работы художника на аукционе более чем за $100 млн. К тому же за дни превью Леви и Горви продали немало, в том числе картину Зигмара Польке за $12 млн и выполненную в смешанной технике работу Жоана Миро за $825 тыс.
Невероятное даже для Art Basel обилие шедевров и произведений художников, которых на арт-рынке принято называть «голубыми фишками», связано в первую очередь с нынешним состоянием арт-рынка, когда доля частных сделок и галерейных продаж неуклонно растет, а аукционные дома несколько сдали позиции. Владельцы работ не хотят рисковать в условиях экономической нестабильности и предпочитают продавать не через аукцион, где нужно подписать договор и определить резервную цену за много месяцев до торгов, а с помощью дилеров и галеристов. Стенды отдельных галерей на Art Basel по составу легко могут потягаться с каталогами вечерних торгов в Лондоне и Нью-Йорке. Впрочем, есть и обратные ситуации, когда вещи попадают на ярмарку прямиком с аукциона, попутно серьезно прибавив в цене. Галерея Landau Fine Art из Монреаля, например, привезла на ярмарку «Душевные струны» Рене Магритта. Работу можно приобрести теперь за $29,5 млн, хотя еще совсем недавно, в конце февраля она была продана на Christie’s за £14,5 млн (примерно $18 млн).
Парижская Galerie 1900–2000 выделяется не только оригинальным дизайном стенда (в оформлении использованы увеличенные до натурального размера фотографии мастерских художников и интерьеров домов коллекционеров, где находились выставленные на продажу работы, а на место фотографии картины или рисунка помещена подлинная вещь), но и обилием красных точек. Фотография Ман Рэя, графика Марселя Дюшана и Фрэнсиса Пикабиа уже проданы, а портрет Доры Маар, написанный Пабло Пикассо в 1939 году, зарезервирован. Впрочем, еще можно приобрести рисунок Дюшана за €1,2 млн или абстракцию Николя де Сталь за €2,6 млн.
Главным экспонатом на стенде берлинской галереи Galerie Berinson стал огромный полиптих из фотографий Августа Зандера. Серия портретов «Люди 1920-х годов» представляет все многообразие немецкого общества тех лет: от фермеров и горничных до цирковых артистов, профессоров и военных. На этом же стенде можно найти фотографию Владимира Маяковского, сделанную Александром Родченко, — и приобрести всего за €120 тыс.
Кстати, продажи идут не только в основном разделе ярмарки — Galleries, но и в считающемся «некоммерческим» разделе Unlimited, где представлено искусство размера XXL и все, что не вписывается в формат по длине, ширине, высоте, масштабу замысла и выходит за рамки привычных техник. Уже шесть лет за эту секцию отвечает куратор из Нью-Йорка Джанни Джетцер. Его стараниями ангар на 16 тыс. кв. м, заполненный монументальной скульптурой и живописью, инсталляциями и странными перформансами, с каждым разом становится все более модным среди коллекционеров. Неформатное искусство сюда поставляют те же галереи, в том числе самые крутые, вроде Pace, Gagosian, Hauser & Wirth, Lévy Gorvy и других. Разумеется, потенциальные покупатели в этом разделе — не частные коллекционеры, а музеи и фонды с хорошим попечительским советом или солидным капиталом учредителя институции. Известно, что один европейский музей приобрел инсталляцию китайского художника Сун Дуна «Через стену» 2016 года из галереи Pace за $300 тыс.; продана широкоформатная печать на виниле Барбары Крюгер из галереи Sprüth Magers за $350 тыс., а некий американский коллекционер стал владельцем работы Олафа Метцеля, заплатив за нее галерее Wentrup $280 тыс.