18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кандинский из Музея живописной культуры продан за рекордные £33 млн

«Картина с белыми линиями», когда-то хранившаяся в Музее живописной культуры на Волхонке и в Третьяковской галерее, продана на вечернем аукционе Sotheby’s 21 июня в Лондоне за £33 млн

Абстрактную композицию 1913 года на вечерних торгах «Искусство импрессионизма и модернизма» Sotheby’s приобрел арт-консультант Хьюго Нейтан из лондонской консалтинговой компании Beaumont Nathan для некоего «частного коллекционера». Работа ушла за £33 млн (примерно $41,8 млн), установив новый аукционный рекорд цен для живописных работ Василия Кандинского. Предыдущий рекордсмен — картина «Негнущееся и согнутое» (1935) была продана на Christie’s 16 ноября 2016 года за $23 млн. Новый рекорд почти вдвое выше. Это объясняется тем, что в данном случае речь идет о большой абстракции 1910-х годов — самого ценного периода в творчестве художника, к тому же с великолепным провенансом.

Судьба картины с самого момента ее создания складывалась необычно. Василий Кандинский написал ее в 1913 году для выставки в Германии, которая сорвалась из-за начала Первой мировой войны, а художник вернулся на родину. После Октябрьской революции 1917 года картина была привезена в Россию, а в 1919 году — передана в фонд Музея живописной культуры на Волхонке, который возглавлял сам Кандинский. Затем полотно отправилось в Пензу, а оттуда вновь было перевезено в Москву, в Третьяковскую галерею. Но в 1974 году «Картина с белыми линиями» становится собственностью немецкого коллекционера и предпринимателя Вильгельма Хака (1900–1985). Обстоятельства продажи или передачи работы доподлинно не известны, но в онлайн-архивах издания Der Spiegel хранится эта заметка, датированная сентябрем 1974 года. В ней речь идет о передаче Хаком советскому правительству писем Владимира Ленина в обмен на произведение Василия Кандинского и упоминается как раз «Картина с белыми линиями».

Не менее любопытна дальнейшая история бытования произведения. В 1970-х годах бургомистру Людвигсхафена (второго по величине города земли Рейнланд-Пфальц) удалось убедить все того же Вильгельма Хака передать свою коллекцию в дар городу. Для ее размещения в центре Людвигсхафена было построено здание, фасад которого украсила мозаика друга коллекционера — всемирного известного художника Жоана Миро. В коллекции Хака находились как работы Василия Кандинского и Казимира Малевича, так и средневековое искусство и даже археологическая находка из захоронения дохристианской эпохи. Однако в 2015 году музей, получивший имя Вильгельма Хака, был вынужден расстаться с произведениями Малевича («Черный прямоугольник, красный квадрат» 1915 года) и Кандинского (той самой «Картиной с белыми линиями» 1913 года). Как выяснилось, несмотря на то что музей был построен на общественные средства и открыт в 1979 году для коллекции, которую собрал и передал в дар городу Вильгельм Хак, некоторые произведения искусства из нее остались в собственности семьи, в том числе шедевры русского авангарда. Два года назад владелица картин, наследница коллекционера Марлен Хак забрала работы Малевича и Кандинского из музея, и теперь одна из них всплыла на Sotheby’s. Таким образом, дважды ускользнувшее от музеев (одного российского, федерального, и одного немецкого, муниципального) полотно стало самой дорогой работой Василия Кандинского, когда-либо проданной на публичных торгах.

Вчера на Sotheby’s были проданы еще два произведения Василия Кандинского: «Мурнау. Пейзаж с зеленым домом» 1909 года ушел за почти £21 млн в полном соответствии с эстимейтом в £15–25 млн, а поздняя композиция 1943 года «Четыре фигуры на трех квадратах» — за скромные £464,8 тыс. Среди топ-лотов аукциона также были живопись Жоана Миро («Женщины и птицы», 1940, £24,6 млн) и скульптура Альберто Джакометти («Большая фигура», 1947, £17,9 млн). Суммарно вечерние торги принесли Sotheby’s £148,9 млн, включая комиссию аукционного дома.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+